Найти в Дзене
Жабкин

История саратовского троллейбуса. часть 3

Часть 1

Часть 2

1970-е

31 декабря 1969 года был открыт маршрут №10 «Железнодрожный вокзал – Сокурский тракт» (ул.Тархова), связавший центр с 6-м кварталом.

Более 90 троллейбусов Кировского депо перевозят 52-53 млн.пассажиров. 65-68 троллейбусов Ленинского депо перевезли 40 млн. пассажиров. Более 107 км контактной сети.

26 марта 1970 года был открыт удлинённый вариант «семёрки»: маршрут №11 «пл.Ленина – Елшанка», а 9 января 1974 года 7-й номер присваивается новому маршруту, связавшему площадь Ленина и ВСО (остановка «посёлок Строителей»). Кольцо было вокруг памятника воину-строителю. Временное кольцо во время строительства второго пути железнодорожного путепровода в 1985-1987 гг до пересечения с ж/д сохранилось – сейчас заправка "Роснефти", не доезжая до путепровода. После чего маршрут продлили до «кольца Елшанки».

23 февраля 1976 года открывается троллейбус №13 «1-й жилучасток – ГПЗ-3». От стадиона «Волга» он следовал к улице Азина. Уже через 3 года его присоединят к 4-му маршруту, который в итоге свяжет подшипниковый завод с Музейной площадью.

-2

В 1977 году в Саратове с Энгельсом работают 12 троллейбусных маршрутов, самый длинный №5 – 13,3 км. На линии выходят около 200 машин, которые перевозят 100 млн.пассажиров в год. На опорах висит более 148 км контактной сети. В планы по развитию троллейбуса тогда входят многочисленные мероприятия. Из неосуществлённых: линии в Комсомольский посёлок, на 3 жилучасток, строительство Заводского троллейбусного депо в посёлке Юриш на 150 машин (была построена лишь подстанция).

-3

С конца 1970-х появляется маршрут №6 «Сокурский тракт – завод «Техстекло», который полукольцом ездит через площадь Ленина, а потом несколько раз в истории его то отменяют, то вновь открывают. Последний раз он будет замечен на линии в конце 2010 года.

-4

1980-е

6 октября 1981 года открывается троллейбусный маршрут №13 «Железнодорожный вокзал – улица Беговая». В перспективе планировалось продлить его до областной больницы.

-5

В 1982 году из-за начала перевода проспекта Кирова в пешеходную зону маршрут №2 был перенесен на параллельную улицу Сакко и Ванцетти.

До 1983 года троллейбус 2-го маршрута выезжал на проспект Кирова
До 1983 года троллейбус 2-го маршрута выезжал на проспект Кирова

Планировалось, что троллейбус пустят по Вавилова - Мирному переулку - Сакко и Ванцетти, будет произведён снос углового здания с хозрасчётной поликлиникой на Чапаева, что исключит ряд появившихся поворотов.

Временная схема пролегала по улице Горького и Чернышевского, но маршрут этот так понравился жителям, что после завершения работ его решили оставить, как маршрут №2а.

А трасса второго маршрута с Волжской и Октябрьской была перенесена на параллельные улицы, создав ещё большее количество поворотов. В 1986 году газета «Коммунист» сообщала: «В канун Первомая троллейбусы маршрута №2 пошли по изменённой схеме. Это вызвано реконструкцией улиц Волжской и Октябрьской в пешеходную зону». Эта схема действует и поныне, с той лишь разницей, что в 1999 году с улицы Сакко и Ванцетти троллейбусы перенесли на Советскую, уменьшив количество поворотов.

Троллейбус 2-го маршрута на ул. Сакко и Ванцетти.
Троллейбус 2-го маршрута на ул. Сакко и Ванцетти.

С 1986 по 1991 год на существующих линиях запускают маршрут №15 «пл. Ленина – Музейная пл».

В 1987 году длина троллейбусных линий обоих городов составляет 161 км, работают 16 маршрутов, на линии выходят 260 троллейбусов. Дневной пассажиропоток электротранспорта составляет 1 млн пассажиров - 65 % городских перевозок.

В 1988 году открывается троллейбусный маршрут №16 «Железнодорожный вокзал – стадион «Спартак», для чего требуется проложить короткую соединительную перемычку между линиями 2 и 3 маршрута по улице Рахова.

Сложные годы и современные надежды

В 1997 году в Саратове имеется 187 троллейбусов, каждый третий из которых в Ленинском депо выработал свой срок эксплуатации. Изношенность троллейбусов в Кировском депо доходит до 85%.

1 сентября того же года открыт маршрут №15 «Ж/д вокзал – пл. Орджоникидзе» взамен снятого трамвая 15-го маршрута.

-8

Далее происходят сокращения и закрытия.

В 2000-е приостанавливается движение маршрутов №№ 2А, 6, 9, 13. Сокращается маршрут №4. Списываются все троллейбусы с «гармошкой».

-9

Кроме изношенности подвижного состава добавляется проблема с кадрами – многие водители устремляются в столицу за более достойными зарплатами. Из приостановленных маршрутов возобновляется движение лишь 2А.

Из-за долгов перед энергетиками периодически возникает угроза остановки работы городского электротранспорта.

-10

Лишь в конце 2019 года впервые за 10 лет в парк троллейбусных депо поступает несколько новых троллейбусов. Далее на предприятии начинаются новые времена. Город наконец начинает развитие своего предприятия с экологическим транспортом – увеличиваются заработные платы персонала, из Москвы поступают несколько десятков троллейбусов с небольшим сроком эксплуатации, которые выходят на саратовские маршруты.

-11

7 декабря 2020 открывается маршрут №5А «Музейная пл - Елшанка», который являлся временным во время ремонта Трофимовского путепровода, но оказался востребованным пассажирами.

С июля 2021 года возобновляется троллейбусное движение через мост в Энгельс. Маршрут №109 становится комфортным общественным транспортом, связывающим города-соседи.

-12

20 июля 2021 года в Саратове началась эксплуатация новейшей модели троллейбусов «Адмирал» с автономным ходом, поставленных в рамках лизинговой программы национального проекта "Безопасные качественные дороги". Всего по этой программе планируется поставка 70 новых троллейбусов Энгельсского завода.

Салон "Адмирала" с подсветкой и кондиционером.
Салон "Адмирала" с подсветкой и кондиционером.