Найти тему
The Analytica

США столкнулись с бессилием снова попасть на Луну (на самом деле нет)

Первая ступень SLS готовится к отправке в KSC.
Первая ступень SLS готовится к отправке в KSC.

Основанием для написания данного текста послужила статья некого Алексея Анпилогова про текущее положение программы NASA "Artemis" в достаточно известном пропагандистском издании "Взгляд".

Казалось бы, что необычного? Подобные ресурсы и должны выдавать подобную "аналитику", но конкретно в этой статье градус ненависти просто зашкаливает, хотя речь идёт о сугубо мирной программе гражданского космоса, которая ставит задачи освоения лунной орбиты и строительства лунных баз в будущем, что должно вызывать только чувство гордости за все человечество и сохранять веру в прогресс, который, впрочем, обошёл некоторых стороной.

Я буду прибегать к прямому цитированию автора, чтобы лучше и нагляднее передать эмоциональный настрой исходного текста:

Новости об американской программе возврата к исследованиям Луны говорят о массе непреодолимых технических проблем и создают впечатление того, что США не готовы обеспечить полет на Луну ни в 2024 году, ни даже позже. В недавней публикации издания Washington Post главной проблемой была названа неготовность лунных скафандров. Однако в реальности это лишь самое меньшее из осложнений, возникших на «прямой дороге к Луне», которой считалась новая американская лунная программа еще каких-то пять лет тому назад.

Удивительно, из трёх предложений в двух из них – абсолютная ложь, а достоверная информация содержится только в ссылке на источник. Про "непреодолимые технические проблемы" у Artemis ни в статье от Washington Post не в отраслевых изданиях и даже блогах не упоминалось. Можно подумать, что т.н. "журналист" хочет поделиться некими инсайдами, о которых он недвусмысленно намекает, видимо, имеются более надёжные источники в NASA нежели у Washington Post ?

"В Америке произошел длительный перерыв в исследованиях вплоть до начала 1990-х годов, когда к Марсу решили запустить следующий аппарат – «Марс-Пасфайндер». Однако уже при начале разработки «Пасфайндера» выяснилось, что большая часть документации «Викингов» утеряна, а имеющаяся в наличии находится в неудовлетворительном состоянии.
В результате документацию и отчеты о миссии «Викинг» искали буквально по гаражам и чердакам у пенсионеров НАСА и просили их отставить в сторону маразм, альцгеймер и детские книжки, которые они читали внукам – и помочь родине с возвратом на Марс. В итоге все получилось – и «Пасфайндер» на Марс сел, но сама история была примером сплошного американского героизма."

Самая омерзительная и ксенофобская часть из этой пропагандистской листовки. Если верить товарищу Анпиголову, то сотрудники NASA спустя 20 лет после завершения любого проекта поголовно впадают в маразм и заболевают альцгеймером. Забавно, что в этот ряд недугов добавлено чтение детских книжек внукам. Господин пропагандист похоже считает, что ученые должны быть отъявленными маскулистами и даже в преклонных годах покорять Эверест, нырять в Марианскую впадину без акваланга и переплывать океан на лодке с веслами в одиночку, а такие унизительные занятия, как чтение собственным внукам, оставить кому-нибудь другому.

Вот так выглядят сотрудники JPL (лаборатория реактивного движения NASA) на 20 годовщине успешного завершения миссии MARS Pathfinder (двое слева от ведущего отвечали непосредственно за неё):

-2

Если посмотреть видео, то можно обнаружить, что сотрудники Лаборатории реактивного движения считают, как и бывший руководитель NASA, что основная проблема была в крайне сжатых сроках и скудном финансировании программы. Видимо прогрессирующий альцгеймер или звонок из ЦРУ не дают вспомнить, что Mars Pathfinder обязан своим существованием героическим поискам документации по программе Viking в чьих-то гаражах и подвалах. Дальше – больше:

Работы над новыми двигателями J-2X велись на протяжении семи лет, вплоть до 2013 года. Однако их результаты были полностью неудовлетворительными – по новым движкам так и не удалось обеспечить показателей надежности, которые были у двигателей оригинальной серии. Интересно, что первые J-2 были созданы компанией Rocketdyne всего лишь за шесть лет – при начале разработки в 1960 году первый запуск J-2 состоялся уже в феврале 1966 года

Если в первый раз, когда мы узнавали новые "факты" о миссии Pathfinder, в это еще можно было бы поверить (быстро найти информацию о поисках по гаражам и чердакам так и не удалось), то сейчас видно, что господин политрук просто выдумывает, то, чего никогда не было в реальности. Тесты по J-2x можно так же посмотреть на YouTube. Каких-либо аварий с этим двигателем не случалось.

J-2x был отменен вовсе не из-за показателей надежности, а как и многие другие амбициозные программы по пилотируемой космонавтике, из-за недофинансирования и желания сэкономить.

Suitors of the EUS engine (EUSE) contract are required to propose an alternative that is consistent with the stage-to-engine interface of the RL10 engine, minimize the development cost impacts to NASA and to achieve cost-efficient production and operations in the long term.

Вместо J-2x был выбран двигатель RL10, ровесник оригинального J-2, так как находится в производстве и должен сократить расходы NASA на разработку.

Интересно, что собранный таким образом «с миру по нитке» носитель SLS так называемого варианта Block I оказался… негодным для посадочной лунной миссии. Все дело в том, что в таком варианте SLS выводит на низкую околоземную орбиту (НОО) около 95 тонн, а к Луне может отправить и того меньше – лишь 27 тонн.
Ничего этого в нынешней американской лунной посадочной программе нет и в помине. Объявленный «победителем» лунный посадочный модуль пока что пребывает в совершенно непонятном состоянии, по сути, представляя собой лишь эскизный проект и список «благих пожеланий». В то время, как невозможность уложить все озвученные требования в грузоподъемность SLS Block I выглядит практически очевидной.

Если врать, то врать по-крупному. Действительно SLS Block I способен отправить к Луне "лишь" 27 тонн, но "озвученные требования" (кем?) NASA уложило вовсе не на плечи этой многострадальной ракеты, а в программу лунного модуля - HLS -, который выводится на орбиту отдельным пуском и проводит стыковку с кораблем Orion на орбите, тем самым нивелируя недостаточную грузоподъёмность ракетоносителя.

Как это выглядит (с 23 минуты непосредственно про стыковку):

Ожидание «чуда», тем не менее, не оставляет оптимистов. В их планах новые ракеты-носители «частников», в частности Илона Маска и Джеффа Безоса, должны заменить негодное и дорогое решение от Boeing. Но тут «виноград еще настолько зелен», что ни о каком 2024 году речь даже не идет – им дай бог «выдать на-гора» что-то стоящее и работоспособное лет через десять.
Так что в нынешней ситуации Луна от США даже дальше, чем в сентябре 1962 года.

Ну и финальные аккорды, как известно, блистательные обобщения – один из основных принципов пропаганды. При упоминаниях, что выдала команда SpaceX за 10 лет, у верных зольдатен информационного фронта обычно случается истерика, мало отличимая от припадков эпилепсии. Предлагаю посмотреть, что же у программы Artemis на сегодня есть и насколько она далека от сентября 1962 года, когда действительно не было почти ничего.

SLS, которая "не обеспечит полет на Луну ни в 2024 году, ни даже позже" в сборочном цехе.
SLS, которая "не обеспечит полет на Луну ни в 2024 году, ни даже позже" в сборочном цехе.

На сегодняшний день ракета для миссии Artemis I находится на завершающем этапе сборки, по факту, осталось установить лишь корабль Orion, который также полностью готов.

Установка LAS (системы экстренного спасения корабля) на капсулу Orion.
Установка LAS (системы экстренного спасения корабля) на капсулу Orion.
Астронавты непосредственно внутри корабля Orion: https://twitter.com/Astro_Jessica/status/1428865915333001223/photo/2
Астронавты непосредственно внутри корабля Orion: https://twitter.com/Astro_Jessica/status/1428865915333001223/photo/2

Далее команда SpaceX пытается дай бог «выдать на-гора» что-то стоящее и работоспособное лет через десять:

100-ый Raptor, огненное сердцe StarShip и SuperHeavy.
100-ый Raptor, огненное сердцe StarShip и SuperHeavy.
Установка SuperHeavy с 29 двигателями Raptor на испытательный стенд.
Установка SuperHeavy с 29 двигателями Raptor на испытательный стенд.
Стыковка StarShip и SuperHeavy.
Стыковка StarShip и SuperHeavy.

И что же в сухом остатке мы имеем? Пропагандистскую статью, которая, в общем-то, воспроизводит мнение т.н. "патриотической" общественности, но в радикальном варианте. Так в статье используются, как прямые фейки, попытки унизить и выставить в неприглядном свете сотрудников NASA и всей американской аэро-космической индустрии. Передёргивания и полуправда – джентельменский набор пропагандиста. Такими темпами недалёк тот день, когда в подобных "СМИ" NASA или SpaceX будут просить признать экстремистскими организациями, естественно, по многочисленным просьбам трудящихся.

В реальности всё с точностью до наоборот: близится день старта миссии Artemis I, к луне в беспилотный полет будет отправлен корабль Orion, что положит начало новому этапу пилотируемой космонавтики на ближайшие 20-25 лет и ознаменует возвращение и долгосрочное пребывание людей на луне и лунной орбите. И, если использовать временную шкалу Аполло, то сейчас мы в августе 1967, в преддверии старта Сатурн-V, но уж точно не дальше, чем в сентябре 1962 года.

Параллельно с этим (на самом деле даже раньше) должен состояться старт StarShip'а, что окончательно перевернёт страницу многоразовых ракет, приоткрытую Falcon 9.

Маск в ожидании одобрения регулятора на запуск Starship.
Маск в ожидании одобрения регулятора на запуск Starship.

В качестве эпилога для всех любителей массы непреодолимых технических проблем предлагаю посмотреть вырезку речи Кеннеди от 12 сентября 1962 в Университете Райса. Сказанное тогда актуально и сейчас:

Мы сделаем это не потому что это легко, а потому что это трудно

А что Вы думаете о статье, размещённой в газете Взгляд, предлагаю обсудить в комментариях.