Европейское кино можно назвать отдельным видом искусства, поскольку очень часто его создатели посредством различных идей и постулатов стремятся донести до зрителя важные жизненные темы или подчеркнуть проблемы современного общества. Одним из ярких примеров таких кинематографистов можно назвать шведского режиссера Рубена Эстлунда, который в 2017 году получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале за сатирическую драму «Квадрат».
Синопсис Кристиан – разведенный холостяк средних лет. Он работает куратором стокгольмского музея современного искусства, во всю готовясь к предстоящей выставке «Квадрат». Однажды по пути на работу Кристиана обкрадывают, после чего герой решает вернуть свои вещи весьма дерзким путем, не предполагая, к каким последствиям и цепочку неожиданных происшествий приведут его действия.
Игра актёров По большому счету фильм представляет собой бенефис датского актера Класа Банга, исполнившего роль Кристиана. Актер воплотил образ успешного делового мужчины средних лет, который достиг больших высот и старается всячески соответствовать этому кредо. Однако непривычные для его мировоззрения обстоятельства заставляют его окунуться с головой в водоворот неприятных происшествий, которые заставят его пересмотреть свои взгляды на жизнь. Также я бы отметил, пускай, небольшую, но значимую игру Элизабетт Мосс, сыгравшей роль американской журналистки Энн, в которой сочетает дерзость репортера, обаяние женщины и чувство юмора друга.
Режиссура «Квадрат» представляет собой именно классическую сатиру, в которой фактически высмеивается современное общество с его «толерантными» и «альтруистичными» ценностями, которым по факту оно не соответствует. Так, мы видим героя, в определенной степени представляющего сливки общества, который посредством искусства пытается протолкнуть идею о равноправии, о том как важно обращаться внимание на чувство окружающих, но при этом сам палец о палец не ударит, чтобы соответствовать этим постулатам. Понятное дело, чтобы осознать это, герою предстоит пройти через череду неприятных и унизительных для него испытаний, прежде чем сделать выводы и попросить прощения у тех, кто этого действительно заслуживал.
Сценарий По большому счету сценарий фильма представляет собой череду жизненных историй и ситуаций, произошедших с главным героем Кристианом. Сам Кристиан работет куратором музея современного искусства и готовится к предстоящей выставке. Он – богат, привлекателен. У него двое дочерей от развалившегося брака. При этом он живет, работает и просто наслаждается жизнью. Однажды утром по пути на работу Кристиан сталкивается с хитроумными грабителями, которые уносят его телефон и бумажник. Выследив их местоположение, Кристиан решается на дерзкий поступок, а именно, засунуть в каждую квартиру, где находятся грабители, письмо с предупреждением.
Письмо срабатывает – герой получает свои заветные вещи, но после этого с ним начинают происходить странные и чудные вещи. На работе аврал после скандального вирусного ролика, который должен был прорекламировать их выставку. В личной жизни нестыковки с Энн, которая после их единственной совместно ночи влюбилась в героя. И теперь его еще преследует 12-летний мальчик. Звезды, как будто, сошлись на нем, но именно эта череда событий поможет герою осознать свои ошибки и работать в дальнейшем.
Итог Кому-то «Квадрат» может показаться скучным и непонятным фильмом, но дело в том, что это не просто кино, а кино-аллегория, в котором посредством различных иносказательных техник и художественных приемов доносится важная идея о том, что мало говорить о значимости каких-то идей и явлений, но важно также им соответствовать. Поэтому без лишних слов просто порекомендую к просмотру.