Найти тему
ПолитпроFun

Разруха в головах

Брянск - город древний. За более чем тысячелетнюю историю облик его не раз претерпевал изменения. Казалось бы, за столь значительный временной промежуток столица региона должна быть наполнена архитектурными произведениями различных эпох, иметь свой узнаваемый внешний вид и колорит. Однако с этим не повезло. До наших дней крайне мало сохранилось старинных памятников зодчества.

Тем обиднее наблюдать, во что превращаются архитектурные изюминки города, забытые и брошенные. Не буду травить душу рассказами о состоянии построек на улице Калинина, превращением в руины дома Боровича и усадьбы Полянского на лестнице бульвара Гагарина. Эти случаи на слуху и на виду у всех.

Руины дома инженера Боровича
Руины дома инженера Боровича

Сегодня хочется поговорить о менее известном доме по улице Октябрьской, 32. Укрытый от глаз прохожих аллеей деревьев со стороны улицы Фокина, а с противоположной - ЦУМом, он остаётся незаметным и лишённым внимания.

Октябрьская, 32. "Дом актёра"
Октябрьская, 32. "Дом актёра"

Между тем это не просто очередной жилой дом, а продуманная, стилистически связанная с Брянским драмтеатром постройка.

Брянский драмтеатр
Брянский драмтеатр

В 1956 году по проекту архитектора Абрама Эммануиловича Фридмана было построено общежитие с мастерскими для актёров драмтеатра. По фасаду украшено барельефами театральных масок и арфы, создающими логическую связь со зданием театра.

А.Э. Фридман. Фото libryansk.ru
А.Э. Фридман. Фото libryansk.ru
Отмечу, что на период 1940-50-х годов пришёлся расцвет «архитектурного лица» города. Именно в те времена, после окончания Великой Отечественной войны, был заложен облик Брянска, который знаком и дорог каждому жителю.

В наши дни «дом актёра» уже мало чем напоминает о связи с драмтеатром. Обшарпанный, местами обвалившийся фасад, к тому же покрашенный разными цветами краски, вызывает отторжение. Замазанные окна, исписанные вандалами стены погружают некогда красивую постройку на самое дно людского безразличия.

Пофигизм и вандализм
Пофигизм и вандализм
-6

Не спасет от обветшания и тот факт, что дом является объектом культурного наследия, пусть и местного значения. Еще весной этого года табличка, говорящая об этом, была закреплена на стене, но сейчас её уже нет.

-7
-8

Казалось бы, что во всём этом удивительного, сам же привёл выше примеры запущения? Но поражает одна деталь. В соседнем здании располагается Государственный архив Брянской области, относящийся к департаменту культуры. И выглядит он совершенно иначе: чист, ухожен. Сразу видны забота, приоритеты.

Государственный архив Брянской области
Государственный архив Брянской области

Да, можно возразить, что есть целое управление по охране и сохранению историко-культурного наследия, которое курирует подобные объекты. Но существуют же все эти «культурные» организации не в вакууме, а в непосредственном взаимодействии друг с другом. По крайней мере, должны.

В 2017 году создано ещё одно управление - архитектуры и градостроительства Брянской области, осуществляющее координацию деятельности в этих сферах. Прийти к общему знаменателю всем структурам, видимо, все-таки не удаётся.

По итогам мы получаем типичную картину: чиновничий аппарат растёт, а дело с мёртвой точки не сдвигается. У семи нянек культурное наследие без глазу.

-10

Пройдёт ещё несколько лет, и стараниями наших управленцев город останется без ещё одной жемчужины архитектуры. Зато в полку руин, стыдливо прикрытых полотнищами потёмкинских деревень, ожидается неминуемое пополнение.

Наплевательское отношение к культурному наследию приведёт к исчезновению дореволюционной и послевоенной архитектуры. Сведёт на нет труды людей, которые вложили своё сердце и душу в преображение Брянска.

Если не начать действовать сейчас, то центр города рискует оказаться в руинах похлеще, чем после войны.

А восхищаться наши потомки будут застройкой квартала авиаторов, пятого микрорайона и прочих достойнейших «представителей» современной архитектуры.