Найти в Дзене
Польша NEWS

Усадебный дом в Лысове

Сегодня мы не можем увидеть усадьбу, которая когда-то была резиденцией богатых семей.

От старого здания остался лишь фрагмент лестницы и немного обломков. Также остался только фрагмент липовой аллеи. Из комплекса из 10 прудов, окружающих усадьбу, сохранились только два.

Владельцы Лысова много раз менялись. Около 1500 г. Лысов вместе с Брыками в Дрогицком повяте и Knorydami i Bereźnicą в Бялским повете были подарены королем Александром I из династии Ягеллонов Михалу Львовичу Глиньскому. Однако несколько лет спустя, в начале правления Сигизмунда I Старого, дар был конфискован вместе с другими землями. Причиной тому послужило «предательство», совершенное Глиньским. Этот литовско-русский князь, лишенный должности Сигизмундом Августом, вызвал восстание в соглашении с Москвой против польского государства. Таким образом, Лысов вместе с другими землями был пожалован витебскому воеводе Яну Сапежу. Однако вскоре он поменял поместье на Дубно в Бялским повете, в результате чего еще в 1512 году имение Лысов перешло в собственность Ленарта Косиньского.

После 1550 года собственник снова меняется. Это Адам Кшиштоф Косиньский, королевский маршал. Двадцать лет спустя, после того, как Ян Кшиштоф потерял свою собственность, Лысов перешел во владение Яна Косиньского из Лисова, дрогицкого писателя.

Уже в 1580 году, вместе с десятком деревень, ранее принадлежавших роду Косиньских, Лысов является частью имения Кшеменьских на реке Буг. Примерно с 1700 года семья Кучиньских стала владельцем описанной собственности. Так, в 1750-1800 годах Юзеф Матушевский и его жена Констанция Кучиньска, дочь Миколая Кучиньского, упоминаются как владельцы Лысова. Вскоре их унаследовал их сын Юзеф Матушевич, камергер Станислава Августа Понятовского. 1800-1819 годы - это время, когда имение Лысов, состоящее из деревень: Лысов, Волка Лысовска, Дуплевичи Лацкие и Дуплевичские Русские, часть дворянской деревни Липины Мнишковице, деревня Биндуга, а также амбар на берегу Буга в деревне Менженец, являются собственностью Тадеуша Матушевича, сенатора Королевства Польского.

-2

С 1820 года владельцами Лысова по завещанию Тадеуша Матушевича являются его дети: Адам Матушевич и Зофия Кицка, урожденная Матушевич, жена Людвика Гоздавы Кицкого. Через несколько месяцев после получения наследства Адам отказался от него в пользу своей сестры. После ее неминуемой кончины в 1822 году имение остается за ее мужем. Людвик Гоздава Кицки, владелец имений Krześlin и Suchowola, был человеком, вошедшим в историю. Он был героем Ноябрьского восстания, генералом польской армии. Он также участвовал в наполеоновских экспедициях 1812 и 1813 годов. С 1811 г. он был адъютантом князя Юзефа Понятовского. Он погиб в битве при Остроленке. Его имущество унаследовала его вторая жена - Наталья Кицка, урожденная Биспинг. В своем дневнике она упоминает попытки конфискации Лысова в рамках репрессий против семей участников Ноябрьского восстания.

В 1838 году на основании договора купли-продажи имение Лысов вместе с частью деревень Дуплевичи Лацкие и Дуплевичские Русские купил Францишек Добжиньский. Однако два года спустя он продает часть вышеупомянутых земель Яну Добжиньскому, оставив себе только Лысов. В 1867 году новыми владельцами стали Якуб Добжиньский и его жена Ружа Добжиньска, урожденная Клопотавска. Якуб, сын Яна, унаследовал имущество согласно нормативному протоколу от 25 сентября 1867 года. Имущество Якуба унаследовали его сыновья (1896 г.), Владислав и Хвалислав Добжиньские. В этом году имения также частично поделены между их двенадцатью наследниками.

-3

Однако три года спустя Казимеж Будны купил земли и стал владельцем Лысова. В 1926 году супруги Гумницкие - Игнаций Виктор и Мария Александра продали землю Лысова Людвику Гумницкому. В 1931 году Государственный сельскохозяйственный банк покупает Лысов на аукционе. Поздее эти змели купил в банке проф. Михал Гняждовский. В результате рационального управления имение вскоре превратилось в хорошо развитую рыбоводную ферму. При нем усадебный дом электрифицировали и провели канализацию. Однако вскоре, в соответствии с Законом о земельной реформе, в 1946 году, поместье и имение были разделены и переданы рыбному хозяйству PGR Gospodarstwo Rybne. В то время в усадьбе и хозяйственной постройке жили новые арендаторы - работники Gospodarstwa.

В самых ранних источниках не упоминается о существовании усадьбы в Лысове. Однако тот факт, что Косиньские подписались как «из Лысова», может свидетельствовать о существовании родовой резиденции XVI века, опущенной в источниках.

Однако сохранились сведения об усадьбе в Лысове 18 века. Усадьба была построена, вероятно, для семьи Кучиньских (владельцев близлежащего Корчева). Считается, что это был скромный жилой дом, предназначенный для надзирателей, потому что Корчев был постоянным местом жительства семьи Кучиньских.

На рубеже XIX и XX веков усадьба была полностью перестроена. Деревянный, частично кирпичный и оштукатуренный дом. Одноэтажный, прямоугольный, с двумя прямоугольными флигелями по сторонам двора. Впереди было крыльцо на столбах, позже перестроенное в крыльцо. Окна в фасадах похожи попарно. Шатровая крыша, покрытая соломой. Его последнее появление связано с Тадеушем Матушевичем.

Он был политическим деятелем, писателем, спикером, депутатом четырехлетнего сейма (сейм принял Конституцию 3 мая). Он был министром казначейства Варшавского герцогства и Польского королевства. Многочисленные литературные сообщения, освещающие его жизнь и деятельность, доказывают, что Лысов не был его резиденцией. Имуществом управляли администраторы. Например, в 1819 году это был Людвик Левицки. Усадьба, построенная из дерева, весьма представительная, вероятно, была местом его пребывания, являясь центром хозяйственных построек. В дневнике Зофии, дочери Тадеуша, указано, что она, как и ее отец, не относилась к Лысову как к семейному гнезду. Ее здесь не было. Она была тесно связана с семьей Чарторыйских, и в течение своей (довольно короткой) жизни она жила в Пулавах и Сеняве, где родилась и умерла.

В то время тут находились кирпичный завод, деревянный каретный двор и небольшие хозяйственные постройки. Вскоре, однако, пожар во дворе поглотил амбары,сарай и конюшню.

Усадьба ремонтируется семьей Добжинских. Вероятно, в зале был сооружен камин (которого в последующие годы уже не было).

В 1889-1890 гг. (точнее, со 2 декабря 1889 г. по 17 августа 1890 г.) Стефан Жеромский останавливался в усадьбе в Лысове в качестве учителя Адама, сына тогдашней хозяйки Анелы Жонжевской, урожденной Добжиньской.

Процесс разрушения особняка начался в 1950-х годах. В то время в нем размещались арендаторы, не проводя никаких строительных работ. В 1973 г. обрушилась крыша усадьбы. В центре мощеного подъезда к усадьбе раньше располагалась круглая лужайка с клумбой с 4 елями. Воспользовавшись уклоном местности, были созданы пять ступенек террасы, широко покрытой травой, вероятно, когда-то цветами.

-4

Пруды перед усадьбой назывались Гопло, Ядвига и Рубин (по кровавому отражению в них заходящего солнца).

Рядом с усадьбой когда-то стояли деревянные хозяйственные постройки. В них была кухня и административные помещения. Сегодня об их существовании свидетельствуют только обрушившиеся подвалы.