Если вы думали, что эпопея с выбором подрядчика для создания лунного посадочного модуля закончилась с разрешением протестов Blue Origin и Dynetics, то вы ошибались. Ясно, что Джефф Безос не собирается уступать - он хочет построить свой лунный модуль и все.
Blue Origin Безоса подала иск против NASA в федеральный суд США. Согласно документу, агентство неправильно оценило предложения, представленные всеми тремя компаниями, и, таким образом, неправильно выбрало проект, подготовленный SpaceX.
Интересно, что 10 августа контролирующий институт Конгресса США (GAO) опубликовал развернутое обоснование решения, в котором решил, что протесты Blue Origin и Dynetics необоснованны, а NASA выполнило все формальности и имело право выбрать одного подрядчика, несмотря на то, что изначально предполагалось выбрать двух.
Уже на следующий день, 11 августа, Blue Origin заявила, что в своем оправдании GAO признало, что в процессе отбора действительно была некоторая путаница и что NASA изначально планировало выбрать более одного подрядчика для проекта. В результате юристы Blue Origin пришли к выводу, что SpaceX пользуется преимуществом, поскольку агентство попросило компанию Илона Маска сопоставить смету расходов на миссию с возможностями агентства. У других компаний такой возможности не было.
Пока неизвестно, приведет ли иск, поданный Blue Origin в федеральный суд, к дальнейшему приостановлению выполнения SpaceX контракта или же компания сможет начать работы над посадочным модулем.
Blue Origin теряет людей
С тех пор как NASA объявило победителя тендера, компания Джеффа Безоса стала атаковать своего конкурента в социальных сетях. Вместо того, чтобы сосредоточиться на достоинствах конструкции посадочного модуля, онa постоянно публикует иллюстрации, чтобы доказать, что конструкция SpaceX слишком сложна и слишком рискованна.
Подобная тактика подвергается резкой критике не только со стороны аналитиков, но и со стороны общественности, и даже со стороны самих сотрудников Blue Origin, которых смущает проводимая таким образом политика компании.
В последние дни компанию Джеффа Безоса покинул один из важнейших конструкторов, работавший над дизайном лунного посадочного модуля последние три года. Утрата Нитина Ароры, безусловно, является серьезной потерей для компании, особенно с учетом того факта, что ведущий конструктор Blue Origin недавно перешел в SpaceX.
Что будет дальше с дизайном лунного посадочного модуля? Неизвестно. Шансы на то, что Blue Origin достигнет своей цели и получит контракт от NASA на подготовку посадочного модуля, невелики. С другой стороны, агентство могло бы принять такое решение, учитывая тот факт, что первые полеты человека на Луну из-за проблем со скафандрами наверняка будут значительно отложены.
Возможно, агентство в конечном итоге решит, что стоит иметь двух независимых подрядчиков, а не перекладывать все на одну компанию. Последние годы показали, что такая страховка может быть чрезвычайно ценной: Crew Dragon (SpaceX) более года доставляет астронавтов на космическую станцию, в то время как Starliner (Boeing) все никак не может отправиться в свой первый беспилотный испытательный полет. Если бы NASA доверило создание пилотируемого корабля исключительно компании Boeing, американские астронавты по-прежнему летали бы на борт МКС в качестве пассажиров на российских кораблях «Союз».