«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сём Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.» (Мк. 9: 2-9).
19 августа Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господня. Событие, которое вспоминает Церковь описано в Евангелие. Господь взял с Собой учеников Петра, Иакова и Иоанна, взошёл с ними на гору Фавор и преобразился перед ними, Его одежды сделались белыми, лицо просияло, как солнце: «и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.» (Мф. 17: 2). «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася.» (Псалом 88: 12). Только что перед ними был обычный по виду, Человек, такой же как они, и тут, Он показал им Свою небесную славу. При этом им явились Илия и Моисей и беседовали с Иисусом, «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.» (Лк. 9: 31), ученики же пребывали в страхе. И явилось облако, и из облака был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.» (Лк. 9: 35). То, что Преображение Господа было на высокой горе, тоже имеет значение. В Евангелие, да и вообще в Священном Писании каждое слово имеет смысл и Ветхий Завет взаимосвязан с Новым Заветом. Именно на горе Господь давал заповеди Моисею. «Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем.» (Псалом 67: 15-17). Или же гора Сион, место нахождения Иерусалима, место пребывания Бога. «Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. «Это покой Мой навеки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.»» (Псалом 131: 13-14). На этой горе им явились пророк Илия и Моисей. Илия, как мы знаем из Библии, был взят живым на небо, как Енох. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.» (4-е Царств 2: 11). А Моисей, как и другие люди во времена Ветхого Завета, был в аду, пока Христос не воскрес из мертвых и не вывел из ада праведников, ожидавших Его там, и другие души, которые приняли проповедь Христа и Евангелие. «И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему.» (Втор. 32: 48-50). Пётр, Иаков, и Иоанн жили на земле. Таким образом, Фавор и Преображение Господне, являются образом, о котором говорит Апостол Павел: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Фил. 2: 5-11). Господь сказал Петру, Иакову и Иоанну, чтобы они никому не рассказывали, о том, что видели, пока Он не воскреснет из мёртвых, но на тот, момент они не понимали, что значит, что Он воскреснет из мёртвых. «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.» (Мк. 9: 10).
Да, и заповеди Евангельские Господь дал людям на горе, вспомните, в нагорной проповеди. Эти заповеди призывают человека к той нравственной высоте, на которую должен взойти человек, чтобы попасть в Царство Небесное и обрести жизнь вечную. «Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» (Мф. 5: 1-2). Именно гора в этом материальном мире – есть образ высоты, на которую должен взойти христианин, чтобы достигнуть Царства Небесного, вернуться к Отцу Небесному. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 48). Царь и пророк Давид, в своих богодухновенных Псалмах писал о восхождении на гору, где живёт Господь, и кто может взойти на эту гору, в духовном смысле, кто может приблизиться к Господу и достигнуть Царства Небесного: «Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя. Уничижен eсть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся. Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.» (Псалом 14).
Заповеди Божии указывают путь на эту гору, в горний Иерусалим: «И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.» (Откр. 21: 10). Человек, чтобы наследовать Царство Небесное, должен уподобиться Христу, обожиться. Обожение – это процесс уподобления человека Богу, соединения человека С Богом, и неразрывно связано со спасением души. Обожение стало возможно для людей после воплощения Господа Иисуса Христа. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Святой Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились». Святой Афанасий Великий. Обожение, а значит и спасение, невозможно человеку, но возможно Богу и совершается Благодатью Святого Духа. «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.» (Мф. 19: 25-26). На горе Фавор Господь преобразился и лицо Его просияло, как солнце, также мы и читаем в Евангелие, что Господь говорит: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 43), как и Господь преобразился. Господь показал ученикам Своё Божество, Свой истинный Свет: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Ин. 8: 12). Господь говорил народу и ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.» (Мф. 16: 28). Так вот, этому видению удостоились Пётр, Иаков и Иоанн. Христос явил им Свою славу, Царствие Божие, которое «внутрь вас есть.» (Лк. 17: 21). Праведник, от слова правда, воссияет, как солнце, а Христос есть Солнце Правды: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;» (Мал. 4: 2).
Но обожение невозможно без произволения самого человека. А человек приходит к обожению путём исполнения заповедей Божиих, путём христианского подвига отречения от своей греховной природы, другого пути нет: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин. 14: 23). То есть, нужно стремиться быть во всём подобными Христу, стремиться поступать не по страсти, но по воли Божией, по любви к Богу и ближнему, чтобы стяжать Благодать Святого Духа: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2: 3-5). В этом и есть смысл жизни христианина - в поиске Царства Божия и правды Его: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 33).
«Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.» (Псалом 23: 3-6).
«Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам» (Псалом 117: 26-27).