Хотя самого города еще не было
Весной 2021 года случилось важное не только для науки событие: появился новейший трёхтомник по истории Севастополя, который переворачивает некоторые представления о привычных фактах.
Что в Севастополе такого особенного, как ковался тот самый «севастопольский дух», о котором так часто можно услышать - на эти вопросы есть в том числе неожиданные ответы в каждой из этих внушительных книг.
В 1-м томе описаны события с древности до 1774 года, 2-й том сосредоточен на временах Российской империи (конец XVIII века – 1917 год), а 3-й начинает с революций 1917 года и доходит до Русской весны 2014 года.
Понятно, что в каждом томе есть главные сюжеты. В первом – это Херсонес, во втором – севастопольская оборона в годы Крымской войны, в третьем – Севастополь в годы войны Великой отечественной.
Но есть и другие очень важные темы. Мы вытащили оттуда самое вкусное, и вот вам первый ключ к пониманию города.
Оказывается, например, что, начиная с древних поселений на этой земле, о-о-очень задолго до того, как родился сам город, здесь всегда остро стоял вопрос, насколько подчиняться «метрополии», а в какой мере сохранять независимое самоуправление.
Народы на территории будущего Севастополя всегда отстаивали свои права и «вольности»!
Досоветские и советские историки считали, что римляне поработили греческую колонию Херсонес. Но тут выясняется, что римское присутствие в Херсонесе было по инициативе самого Херсонеса и с огромной пользой для него!
Херсонес вовсе не был «оккупированной территорией», а был младшим, но союзником Римской империи.
Конечно, трудно представить себе крошечный полис и гигантскую мировую державу в статусе союзников, но политическая ситуация в Причерноморье в начале нашей эры была именно такова.
А Херсонесу был нужен Рим как защита, и как бездонный рынок сбыта для всего, что полис производил.
Следующий - византийский период - российские историки рассматривали как период сопротивления херсонеситов власти империи. А вот и нет!
«Херсонес был не просто неотъемлемой частью империи, а гипер-лояльной ее частью.
Он цеплялся за империю и как за свою защиту от той великой степи, на краю которой он находился, и как за свою цивилизацию (они говорили по-гречески, были православными христианами), как за свой мир, который при этом находился не за их стенами, а с той стороны моря. Сбежать из этого мира было для них немыслимо.
При этом они всегда очень болезненно реагировали, когда империя ущемляла их права, которые они считали для себя естественными. Однако это было следствием не стремления «вырваться из лап империи», как считалось ранее, а представления о наличии у города собственных законных прав (торговых, налоговых и прочих)».
Между историко-политическим образом и обликом Херсонеса Византийского и Севастополем существует масса параллелей.
Севастополь – южный фасад и российского государства, и российской цивилизации. Он так себя воспринимает и таковым создавался.
А Херсонес точно также был северным форпостом греко-римской цивилизации, которая не умерла вместе с античностью, а продолжала жить под названием Византийской империи.
Описания Севастополя рубежа XVIII – XIX веков характеризуют его как русский город посреди дикой восточной страны.
Так было и с Херсонесом на протяжении первого тысячелетия нашей эры».
Среди других интересных и загадочных сюжетов первого тома – история про тавров (что это за народ, один или несколько?), про то, как и когда всё-таки был основан Херсонес, почему он сохранился, когда все античные государства Северного Причерноморья (Боспор, Ольвия и др.) были сметены Великим переселением народов, при этом не сохранилось ни государственности, ни большинства городов.
Больше подробностей - в нашем обзоре на сайте ForPost, вот ЗДЕСЬ (для просмотра нажмите на выделенное слово).
Надеюсь, вам понравилась эта история. Будем очень признательны за ваши комментарии. И, конечно, каждый лайк от Вас и каждый новый подписчик нашего канала - очень приятная награда!