В этом году новостей с заимки очень мало. Объяснение этому простое - сотрудники заповедника постарались максимально обезопасить Агафью Карповну в условиях пандемии. Сделали они это буквально: практически никому не выдают разрешение на посещение заимки. Сами инспекторы все привиты, и, тем не менее, навещают отшельницу только по ее просьбе. Сами, по собственной инициативе, домик на склоне Ерината пока стараются обходить стороной. Тех же, кто вертолетом доставляет Агафье продукты, очень строго инструктируют: тесты ПЦР, маски, минимум общения и обязательное дистанцирование.
Так что, те из читателей, кто беспокоился, что Агафье Карповне могут случайно занести смертельно опасный вирус, могут быть относительно спокойны - сотрудники заповедника стараются делать все, что в их силах. Кстати, про пандемию Лыкова знает еще с прошлого года и молится за все человечество, считая, что все в руках Божьих.
Тем, кого волнуют возможные укусы клещей на заимке, хочу напомнить - вот они то отшельнице, все жизнь прожившей в тайге, не опасны вообще. Дело в том, что еще Игорь Павлович Назаров, красноярский врач, наблюдавший Лыковых в течение многих лет (ссылки на статьи я по традиции дам в конце этого рассказа), установил, что возможно из-за многочисленных и постоянных укусов у Агафьи Карповны выработался устойчивый иммунитет на болезни, переносимые клещами.
Самая большая опасность для Лыковой - медведи. За долгую жизнь в тайге у отшельницы накопилось много разных историй о хозяевах леса, в основном, конечно, не очень приятных, но иногда и курьезных. В этом году медведи повадились на заимку так часто, что Агафья Карповна стала бояться выходить из дома в темное время суток. В начале лета это была медведица с медвежатами, пугавшая строителей, доводивших новый дом отшельницы "до ума".
Сначала Агафья отпугивала "гостей", стуча в пустую кастрюлю. Затем стали захаживать и другие мишки, так, что инспекторам заповедника пришлось оставить Карповне для защиты несколько петард. Вскоре они ей пригодились - один из нахальных посетителей заимки сначала лез мордой прямо в окно избушки, а потом вольготно расположился за столом на улице. И испугался только огня петарды, о которой вовремя вспомнила хозяйка заимки.
По словам директора заповедника, скорее всего медведи в этом году будут еще долго беспокоить отшельницу: долгая весна и плохо уродившиеся этим летом орехи и ягоды не дадут медведям быстро нагулять жир, чтобы уйти в спячку. Так что, вполне возможно, что голодные звери будут захаживать на Еринат. Правда Виктор Непомнящий заверил, что инспекторы заповедника всегда на связи, но, думаю, что всем ясно, что они не всегда могут появиться на заимке сразу же. Поэтому остается только надеяться, все обойдется и, если что, петарды спасут.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Статьи, упомянутые в этом рассказе, можно найти здесь:
Вести с Ерината. У Агафьи Лыковой наконец появилась нормальная печка
О дружбе с медведем, войне с бурундуками и фотографиях в поленнице
Физическое состояние Лыковых. Из заметок лечащего врача