Привет друзья! Современный инжекторный двигатель насчитывает с десяток различных датчиков. Давайте рассмотрим какие параметры они считывают, и для чего это нужно.
Датчик уровня топлива, мы рассматривать не будем, все о нём знают абсолютно, и интереса он не представляет. Рассмотрим датчик массового расхода воздуха. Этот датчик стоит сразу за воздушным фильтром, сокращённо его называют ДМРВ. Датчик определяет количество воздуха, поступающего в двигатель. На основе этих измерений, компьютер (ЭБУ) рассчитывает количество топлива подаваемого в форсунки. Далее есть датчик положения дроссельной заслонки. Когда мы нажимаем педаль газа, дроссельная заслонка меняет своё положение, датчик считывает угол на котором находится заслонка в данный момент времени, и также отсылает компьютеру это значение. На основе его показаний, блок управления двигателем корректирует подачу топлива.
Следующий датчик, это датчик положения коленвала, он располагается рядом со шкивом коленвала и определяет скорость его вращения, и положения в котором коленчатый вал находится.
На основе его показаний, ЭБУ рассчитывает угол зажигания, и момент впрыска топлива. Тахометр (если он есть) также берёт показания с датчика коленвала. Далее, датчик распредвала. Он находится сверху головки блока цилиндров (ГБЦ), и сообщает о моменте, когда поршень первого цилиндра находится в верхней точке. Данные с датчика поступают в ЭБУ, и уже на основе этих данных ЭБУ знает, когда и в каком цилиндре нужно произвести впрыск топлива, и его поджиг.
Датчик детонации двигателя.
Повышенная детонация очень губительно действует на двигатель, и для её предотвращения и нужен этот датчик. На основе его показаний, ЭБУ корректирует момент зажигания.
Датчик температуры охлаждающей жидкости. Находится на блоке цилиндров, и на радиаторе охлаждения.
При превышении определённого значения температуры антифриза, датчик включит вентиляторы охлаждения. Там довольно сложный алгоритм, вентиляторов может быть несколько, и скоростей вращения тоже может быть несколько. Более того, на современных автомобилях устанавливают термостаты с электронным управлением. Внутри термостата находится нагревательный элемент, и при подаче на него напряжения, он нагревает специальный элемент, который расширяется и открывает термостат. Но это не всё. Пока двигатель холодный, ЭБУ повысит его обороты, и обогатит топливную смесь.
Датчик кислорода. Он находится в выпускном коллекторе.
Иногда есть два датчика кислорода, и второй датчик стоит после катализатора. На основе показаний первого датчика, ЭБУ корректирует количество топлива в топливовоздушной смеси, второй датчик сообщает об эффективности работы катализатора.
Датчик скорости.
На основе его показаний ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля, которая и отображается на спидометре. Также на каждом колесе установлены датчики ABS, которые также считывают скорость каждого колеса, и ABS уже распределяет тормозные усилия. На некоторых автомобилях нет основного датчика скорости, и тогда эти показания берут с одного из датчиков ABS. Также на основе его значений, может корректироваться работа аккп и подача топлива в зависимости от динамики езды.
Датчик давления масла.
Измеряет давление в масляной магистрали двигателя. Располагается или возле масляного фильтра, или в головке блока цилиндров. Этот датчик не влияет на работу двигателя, и нужен только для информации о том, что с двигателем всё ок.
Датчик абсолютного давления.
Он расположен на впускном коллекторе, и измеряет давление воздуха во впускном коллекторе. ЭБУ берёт значения с этого датчика и датчика температуры воздуха, и рассчитывает расход воздуха двигателем, что позволяет скорректировать впрыск топлива. Датчик работает в паре с датчиком массового расхода воздуха.
Мы рассмотрели основные датчики. Что происходит в случае выхода из строя одного из этих датчиков? В этом случае ЭБУ рассчитает значение посылаемое этим датчиком, на основе средних показаний. И на панели приборов загорится лампа check engine.
Поддержи канал лайком и подпиской!
Читайте и другие мои статьи ниже 👇
📢 Почему Volkswagen Golf так популярен? История культового автомобиля от автоконцерна VAG
📢 Автомобиль на вариаторе или классическом автомате? Зачем покупают вариатор, если автомат надёжней
📢 Зачем удаляют катализатор. Как определить забитый катализатор