История троллейбуса в Саратове
Первый троллейбус в Советском Союзе появился в Москве в 1934 году. Однако массовому развитию нового вида электротранспорта помешала война. Но именно война сделала Саратовскую область главной родиной троллейбусов в стране.
Завод имени Урицкого
В июле 1941 года в город Энгельс эвакуируют Государственный вагоностроительный завод имени Урицкого. Созданный генералом С.И. Мальцевым в 1868 году около села Радица, Брянского уезда, Орловской губернии как Радицкий Паровозостроительный завод, он выпускал паровозы, железнодорожные вагоны и другую железнодорожную технику.
В 1919 году национализированный завод получает имя революционера Моисея Урицкого. С 1926 года расширяется и становится «Государственным вагоностроительным заводом имени Урицкого».
Во время войны завод производит артиллерийские снаряды, затем возвращаясь к железнодорожной продукции.
В 1950 году постановлением Совета Министров СССР завод решают перепрофилировать под производство троллейбусов – первый в стране троллейбусный завод. После этого «Завод имени Урицкого» становится не только местом производства, но и территорией, где рождались и испытывались новые модели троллейбусов.
Поначалу завод производил троллейбусы марки МТБ-82. МТБ – означало «Московский ТроллейБус», а 82 – номер завода изготовителя. С 1946 года модель начали выпускать на заводе №82 наркомата авиапромышленности в Тушино. В 1951 производство было перенесено в Энгельс. Кузов троллейбуса был частично унифицирован с трамваем МТВ-82 и автобусами ЗиС-154/155.
В 1955 году ЗиУ выпускает собственную разработку – троллейбус ТБУ-1. Было выпущено 11 экземпляров, которые в Саратове не эксплуатировались.
Модель оказалась не очень удачной, однако стала переходным этапом к первой успешной модели советского троллейбуса, получившего наименование ЗиУ-5. Его салон был вместительным - 38 сидячих мест, всего до 120 пассажиров – почти в два раза больше, чем в МТБ-82. Кроме того, новинками модели были принудительная вентиляция, широкие двери и окна, обогрев зимой.
Серийный выпуск Зиу-5 начался в 1959 году. Было выпущено около 15000 троллейбусов.
Ещё старый вокзал и совсем новый троллейбус. Пока без пассажиров. Идут испытания.
В 1972 году на трассе 2-го троллейбусного маршрута появился первый ЗиУ-9. От предшественника его отличали три двери, вместо двух, что ускоряло посадку и высадку пассажиров, низкие подножки, пневматические рессоры, придававшие плавный ход, мягкие кресла, обтянутые ярко-красным дерматином. В салон зимой подаётся теплый воздух, вечером включаются лампы дневного света, предусмотрены удобства для водителя: широкий обзор улицы, удобный пульт управления, гидравлический привод руля. Последнее, как отмечали газеты того времени, позволяло даже женщинам управлять этими железными машинами.
Зиу-9 (ЗиУ-682) и его модификации выпускались с 1972 по 2010-е гг. Он стал самой массовой моделью троллейбуса в мире. 42 тысячи выпущенных экземпляров эксплуатировалось более, чем в двух десятках стран.
В 1993 году завод переименовывают в «Тролза». Затем выпускались широко распространенные «Оптима», «Мегаполис» и некоторые другие модели.
С 2019 года на бывших площадях «Тролзы» работает «Энгельсский завод электрического транспорта», входящий в «ПК Транспортные системы». Сегодня здесь налажен выпуск троллейбуса нового поколения с большим запасом автономного хода «Адмирал».
Открытие троллейбусного движения в Саратове
«Первый троллейбус в Саратове появился в канун праздника Великого Октября. Он надежно связал транспортной нитью железнодорожные и речные ворота города, проходя по лучшей магистрали — проспекту имени В. И. Ленина» - писала газета «Коммунист» в одной из статей, посвящённых юбилею открытия троллейбусного движения.
Однако стоит вспомнить, что планам по открытию первого маршрута в 1952 году не суждено было сбыться. Запланированный до Музейной площади, маршрут пришлось открывать в сокращённом варианте.
Для начала нужно было перенести трамвайные рельсы с проспекта Ленина (ныне улицы Московской) на соседние улицы. Но даже в 1953 году перенос на всём протяжении не был выполнен. 23 октября 1952 года начался монтаж контактной сети для троллейбуса.
Открытие новых маршрутов троллейбусов приурочивали к первомаю, новому году и другим праздникам. Началась такая традиция это с пуска движения. В канун 35-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции была сдана первая троллейбусная линия. 6 ноября 1952 года начали курсировать пять троллейбусов марки МТБ-82-Д («лобастые желто-синие троллейбусы») Энгельсского завода им.Урицкого на 65 пассажиров. Маршрут связал Вокзал и площадь Революции. Конечная – кольцо вокруг здания биржи (тогда его занимал исторический факультет СГУ).
Для открытия этой линии было уложено 4 км асфальтно-бетонного полотна. В его сооружении участвовали сотни землекопов, мостовщиков, бульдозеристов, бортовщиков, укладчиков, асфальтобетонщиков. Установлено 80 металлических опор, произведён монтаж контактной сети в 6,5 км. Саратов стал третьим городом на Волге с троллейбусом.
«Работы по строительству троллейбусной магистрали продолжаются. В ближайшее время будет завершена подготовка полотна и монтаж контактной сети по Ленинской улице от площади Революции до управления РУЖД» - писали газеты.
Менее, чем через 3 месяца - 4 февраля 1953 года началось движение до Волги. В трудных зимних условиях строители смонтировали 10 км контактной сети, за что их наградили Почётными грамотами. Советское правительство выделило Саратову дополнительные машины – теперь на линии курсировало 10 троллейбусов.
Поначалу троллейбус воспринимался современной заменой трамвайному движению, так как был более мобилен: мог объехать препятствия, будучи не привязанным к рельсам. Да и рельсы мешали появлявшемуся в больших количествах автомобильному транспорту. Поэтому первые троллейбусные линии в городе заменяли уже существующие трамвайные. В 1952 году сняли рельсы с нынешней Московской, в 1953 году – с проспекта Кирова, в 1955-м – с Горького, в 1963-м – с Астраханской.
Однако позже эта тенденция пошла на спад, так как начали применяться новые технологии и модели трамваев. Трамвайные вагоны стали более вместительными, долговечными, удобными. Их можно было сцеплять в трамвайные поезда. Экономические показатели говорили о преимуществе трамвая.
Борьба за экологию, начатая в 1970-х годах, и связанная с ростом автомобилизации городов, выводила трамвай и троллейбус в основные виды общественного транспорта.
Об интенсивности развития троллейбусной сети в Саратове свидетельствует и статистика. К 1960 году в городе действовало 5 безрельсовых маршрутов общей протяженностью 66,5 километра. Через десять лет их стало 10, а общая протяженность линий превысила 105 километров.
Продолжение следует...