Пролог.
За это лето, Примус нашел чуть меньше 10 грамм золота, около 50 грамм серебра, килограмма 3-4 советских монет и 652 рубля 79 копеек ходячки (за что мне нравится Примус - он всегда протоколирует свои находки). Ему бы продолжать поиски колец и цепочек на пляжах, но дух свободы и приключений манил своими просторами и находками. Правда, последнее время, находок и просторов значительно поубавилось, но от этого, тяга к старинным монетам у Примуса не пропала.
Нет-нет, но в мессенджере появлялась просьба Примуса вывезти его в Курганистан. Кто напел в уши Примусу, что в Кургании много монет, причем так много, что можно собирать лопатой - не знаю. Есть предположение, что во всем виновата тяга Примуса к трезвости, ибо на всех выездных мероприятиях с шашлыками и застольными байками о несметных кладах, которые мы раскапывали (или закапывали?) лично с Колчаком, Примус был трезвым- от слова совсем. После каждых шашлыков, Примус настойчиво названивал и слезно просил взять его в Курганистан, за 2-3 килограммами золотых крестовиков, коих мы выкапываем по 10 кило за раз, может выкапываем и больше - я точно не помню сколько килограмм золотых монет я выкапываю за один выезд после одной бутылки горячительного под шашлыки.
Выезд.
- "Тут уже лет пять, как не копают - все выбито". - Эту фразу я услышал от местного копателя еще лет пять назад, когда оный проезжал мимо неопытного копателя, рыхлящего землю на "перспективном" месте. Года три назад, даже я перестал заезжать на это урочище, ибо поле было в настолько выбито, что там не попадалось железо крупнее гайки М6. Именно на это поле я и привез доверчивого Примуса, со словами.
- Вот небитое поле, смотри, даже ямок от коллег-копателей нет - ты будешь первым!
Сам не торопясь, расположившись в тенёчке машины - достал две баночки, пока еще холодного, лекарства. Черт же меня дернул за язык, пообещать Примусу, в воскресенье (!), показать монетное место в Курганистане - и это, после литра шашлыков в субботу. Одну баночку холодного лекарства я приложил ко лбу, а вторую к желудку, так сказать, через ротовое отверстие. Только-только, лекарство стало наполнять мой организм здоровьем, как, вдруг рация взорвалась восторженным хрипом:
- Монета, капуста!
Я посмотрел на торчащую из ямки пятую точку Примуса, копающегося в пяти метрах от меня и прикинул, - Точно Примус вчера не пил? Зачем кричать в рацию, если можно повернуться и негромко сказать, не распугивая при этом пернатых хрипом рации, тем более сидел я от него в пяти метрах.
"Наверное местный копатель потерял, когда возвращался с копа". - подумал я, принял вторую пилюлю 0,33л лекарственного препарата, настоянного на лечебном хмелю и занял в шезлонге удобную позу для единения с природой.
Лекарство помогло, силы строевым маршем входили в ослабевшее от вчерашних шашлыков тело и я прикемарил - предусмотрительно отключив рацию.
Из оков Морфея меня вырвала довольная морда Примуса, которая восторгалась небитым полем и периодически совала мне под нос горсть найденных монет - от Кати до позднего чекана. Катин пятак и пятикопеечная Сибирка сбили с меня остатки вчерашних посиделок у мангала.
Оглянулся, может с похмелья указал не тот поворот, и Примус привез меня на действительно небитое поле? Нет, поле действительно то - уже, как три года назад, вычеркнутое из всех райдеров копателей Курганистана. "Откуда монеты-то?" - этот вопрос у меня вертелся в голове, а руки лихорадочно собирали прибор.
"Все это поле, лично я, прошел вдоль и поперек на пять раз, любой сигнал размером с чешуйку был выдернут отсюда еще пять лет назад". - Вертелась в моей голове мысль, но ни как не совпадающая с результатами моих трехлетних изысканий на этом поле и содержимым ладоней Примуса.
Феномен непаханного поля
Лет десять тут не пахали, то есть земля, как лежала десять лет назад, так и лежит по сей день, и монеты лежащие на ребре ни как не могли перевернутся в земле. На поле были только ежегодные покосы и ничего более. Но факт остается фактом, 8 монет не самого маленького формата, причем за 30 минут, причем на наглухо выбитом поле, причем не самым толковым копателем - похоже, Примус и поле надо мной издеваются.
Пытаюсь повторить подвиг Примуса, и найти за полчаса горсть монет с ладонь размером. Чтобы не создавать себе конкуренцию, по секрету рассказал Примусу о близлежащем озере - "Купаться там нельзя". На всякий случай добавил - "Там наверняка чесотку зацепишь, да и коровы гадят в озеро, там точно купаться запрещено, местные даже знак повесили!".
Слова "запрещено" и "нельзя" подействовали на Примуса, как красная тряпка на быка, и он делая вид, что заинтересовался поиском монет на местном пляже стал смещаться в сторону озера с целью искупаться в запретных водах. Глядя на удаляющуюся спину Примуса, подумал:
- Ей богу, ну как ребенок, а ведь взрослый человек- верит всему, что ему говорят коллеги.
Буквально в трех метрах от машины цепляю красивый медный сигнал - такой сигнал невозможно было пропустить ни сейчас, ни три года назад, слишком явный сигнал.
Улитка вокруг первой ямки дала прям таки чистую монетную стрелку, которая на деле оказалась замком имени Никонора РыженькОва. Еще один красивый сигнал в копилку вопросов - "Где вы были три года назад?"
Дальше пошли кольца, конина и прочий медно-латунный хлам, но все сигналы были явно благородно-цветного происхождения, без всякого намека на железный хрип - поле было действительно небитое. Наконец-то попался действительно спорный сигнал, такой сигнал под завершение выезда не копают - слишком слабый и неоднозначный, но если ты окрылен 4 баночками лекарства, то вполне копаемый сигнал. Сигнал был между проволокой и чешуйкой, во все стороны давал разный VDI -на деле оказался медной подвеской с камнем. Возраст определить трудно, но судя по литью - бижутерия 60-70 прошлого века.
Не знаю, как Примус за полчаса накопал горсть монет разного периода, но у меня повторить подвиг Примуса не получался, да, на поле появились неизвестно откуда сигналы, но по стандартной формуле - мало монет, много сопутки. Немного покрутившись вокруг машины, натолкнулся на капусту 1812 года в состоянии сильного горелика. Эта находка еще больше озадачила, ибо горелики на этом поле никогда не попадались.
Не могу сказать, что на этом выезде выкопал много хороших находок, но интересные находки попадались. Например латунная защелка от какой-то церковной книги, благо рядом развалины церкви
Честно говоря, как и почему заиграло поле, которое с конца 90-х никто не пахал, только ежегодно косили траву - мне непонятно. Три года назад я прекратил ездить на это поле даже после покоса, ибо это была пустая трата времени - ни металлолома, ни цветмета, ни монет, хотя нет, монеты были, но немного.
Эпилог
В нормальном понимании эпилога не будет, говоря словами известного киногероя - "ал би бэк", что в переводе на русский - я знаю куда поеду в следующую субботу.
Что касается Примуса, то он вполне ожидаемо искупался в озере, в котором нельзя купаться, на следующий день покрылся красными пятнами и чесался, как блохастая собака.