Что мы знаем о бездомных? Да, ничего. Так, в общих чертах: как стыдливо отводим глаза помним, как они пахнут помним, как гомерически хохочут видели, как они молчат и смотрят в одну точку тоже. Как они… ладно вот они умерли – а что дальше? Это тайна за семью печатями для обывателя?
ИЗ НИОТКУДА КУДА?
Каждый год на улице умирают сотни человек. Они исчезают бесследно. Бездомные будто приходят из ниоткуда и уходят в никуда.
ПРоЕКТ Александры Ковалевой «Корнями в песок»
В каждом регионе каждой страны существует свой подход к вопросу захоронения бездомных. На это влияют:
-количество земли, традиции, экономическая ситуация, наличие крематория.
Сначала на месте смерти и в морге собирают все возможные сведения. Вдруг близкие умершего начнут его разыскивать?
После морга ТЕЛО НАПРАВЛЯЕТСЯ в Лианозовское трупохранилище. Оно принимает тех, кто умер на улицах Москвы. Хоронить каждого бездомного отдельно, экономически невыгодно. ТЕЛО ЖДЕТ своих товарищей по несчастью.
Из Лианозовского трупохранилища тела в простых гробах направляют на Перепечинское кладбище. Каждому (!) отводится своя могила. На нее помещают табличку с именем, если оно известно, или номер. Что скрывает номер?
Всю информацию из отчетов правоохранительных органов и справок Бюро несчастных случаев.
На Перепечинском кладбище тело пролежит пять лет. Если кто-то ищет бездомного и все же найдет, сможет перезахоронить его согласно вероисповеданию. Если за пять лет никто так и не объявился, тело эксгумируют и отправят в крематорий Николо-Архангельского кладбища.
Ждут еще год. Только после этого невостребованный прах переезжает в общую могилу. Это последний этап, последнее путешествие
ЧТО СДЕЛАЛА Александра Ковалева в рамках своего проекта?
Из праха бездомного Вадима Синюхина вырастили дерево. Это был творческий человек: писал сценарии, занимался дизайном. Он прожил яркую и сложную жизнь. Жил между Москвой и Петербургом. Потом на даче с множеством котов. Александра познакомилась с ним в приюте Мальтийской службы помощи.
Рак диагностировали слишком поздно. Болезнь не щадила Вадима, не делала скидку на то, что он оказался на улице. Последние месяцы он провел в хосписе№1 Санкт-Петербурга. Поддержал проект, завещал свой прах этому проекту и выбрал дерево дуб.
Когда дерево подрастет , оно переедет жить (!) в город и будет рассказывать свою историю и истории тех, кто жил на улице. вот видео, где показан процесс посадки дуба
Бывает, бездомных хоронят бездомные друзья, волонтеры, прихожане церкви.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
В Санкт-Петербурге бездомные обретают на кладбище постоянную прописку.
Раньше неизвестных и никому не нужных хоронили на Южном кладбище, последние 6-10 лет хоронят на Новом Колпинском кладбище. Могилы обозначают простыми бетонными стенами. На каждой стелле мраморная табличка с номером или именем.
В Стамбуле хоронят сразу в землю, никакой кремации, проводят мусульманский обряд. Открытые ниши в земле рассказывают о том, что тело забрали близкие.
В Женеве дорогая земля. Невостребованные тела кремируют сразу после исследований. Прах хранится год, потом общая могила.
В Анси(Франция) все похоже с Москвой.
ЖИЛ БЕЗ ДОМА И УМЕР БЕЗ ДОМА.
P.S.
Почему люди оказываются на улице? Много лет назад я делала интервью с бывшим послом, который стал … дворником. Мы разговаривали с ним в подвале, сидели на трубах. Там был его новый дом.
Бездомные все разные. Надо всегда видеть в них человека. Не обижать их. Когда-то доктор Лиза рассказывала, что все бездомные , с которыми она ежедневно имела дело, просили ее об одном! Похоронить их по-человечески.