Довольно легковесная получасовка 17.08.21 на эту тему радио «Говорит Москва» заставила высказаться, так сказать, от лица свидетелей – бывших членов орденоносной организации.
Наш замечательный классный руководитель, англичанка, коммунист Анна Абрамовна Хейфец в 1960 году одновременно привела в комсомол всех моих одноклассников из 8-го «Б» 45 школы ЛОНО г. Москвы, за исключением пары мелких не злостных бузотёров. С тех пор дух коллективизма не покидал многих из нас всю оставшуюся жизнь. Собрания, выборы ответственных лиц, критика и поощрения заслуживших, настенная печать, турпоходы, субботники, подготовка вечеров и в ВУЗы, написание соответствующих характеристик – всё в немалой степени, ненавязчиво и неформально проходило под эгидой ВЛКСМ.
То же с заметным добавлением – при учёбе в МАИ с полуторагодичной заводской практикой. Участие в очень неформальных и непростых собраниях комсомольской группы, факультетского бюро, комсомольских конференциях, школе комсомольского актива, работе добровольной народной дружины, уборке картошки в подмосковном совхозе, а главное – «изъявил желание и по призыву ЦК ВЛКСМ» направлялся комсомольской организацией МАИ (так в комсомольских путёвках) в летние студенческие стройотряды на строительство ж/д под Батайском («Севкавтрансстрой»),
объектов зерносовхоза «Пятигорский» Целиноградской обл., Державинского района ,
нефтебазы в Находке (трест «Дальморгидрострой)»,
Между прочим, комитет комсомола МАИ беспокоился о заключении и выполнении договоров на проведение нами строительных работ, о заблаговременной подготовке лагерей, качественной работе наших поваров и столовых, медицинского обеспечения, культурных и спортивных мероприятиях с участием местного населения. Совхозный медпункт, организованный отрядным врачом, только что выпустившимся из московского мединститута, пригодился ему для успешной экстренной операции аппендицита у бойца отряда целинников, запомнилось. Гордились своим доктором!
Студент 60-х рад был заработать летом на костюм и часы взамен разбитых, но особенно - прекрасным песням под гитару после трудов праведных по ночам у реки или на берегу океана (когда подъём около 6-и утра), возможности оставить след (завидная привилегия строителей), повидать страну, лучше узнать своих однокашников. В конце-концов попасть на съезд участников ССО в Кремлёвском дворце в декабре 1966 года и получить грамоту ЦК ВЛКСМ.
Последнее студенческое лето было связано с принятием присяги и сдачей госэкзамена в военных лагерях в районе г. Острова. На следующий год по «комсомольскому блату» перед отправкой на двухгодичную военную службу нас взяли на пару недель в маёвский отряд подмосковного колхоза с символичным названием «Новая жизнь» подзаработать на ожидаемую свадьбу. Обо всём этом пять лет назад написал воспоминания, которых сюда, увы. не вместить. С тех пор больше 50 лет наши авиаторы держат связь и поздравляются с Днём строителя…
Казалось бы частная история счастливого идеалиста. Но помнят ли малокомпетентные критики комсомола, за что и сколько орденов он получил? (1928, 1931, 1945, 1948, 1956, 1968 гг. – ордена Боевого и Трудового Красного знамени, три ордена Ленина, орден Октябрьской революции – за две войны, ударничество и соцсоревнование, стройки и целину, и всегда за плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения… А Ходарковский и иже с ним тут не причём! Рядовых комсомольцев, чьи это ордена, часто забывают, хотя их на порядки больше, чем новых карьеристов!
Это я к некоторым унылым воспоминаниям отдельных слушателей упомянутой радиопередачи о «никчёмных собраниях», которыми им запомнился комсомол. Не повезло в жизни, не вовремя родились, не там учились, не у тех классных руководителей.
Моя незабываемая комсомольская жизнь продолжалась ровно десять лет между ленинским юбилеем 90-летия и столетием, когда весной 1970-го младший офицер РВСН вполне осознанно подал заявление о приёме кандидатом в члены КПСС. Из партии вышел ещё через 20 лет активной работы с пониманием, что такое членство военнослужащих в условиях многопартийности не правильно. Хотя, честно говоря, нынешнюю многопартийность не могу воспринимать всерьёз…
Спрашивал я у внука, ныне семиклассника (известного в Интернете блогера-рыбака), а есть ли у вас звеньевой, а староста, а стенгазета разгильдяев пропесочивает? А классные собрания? Ничего этого нет! Кажется, и дежурных нет, чтобы убраться в классе, тряпку намочить и за мелом или журналом сбегать! Теперь доску никто тряпкой не вытирает! Так и живут в «убитом» коллективе (которого и не было!). Не могут в одиночку повлиять на бездельников и драчунов, предпочитают перевод (иногда – на авось) в другой класс или даже школу.
Кто-то тужится – придумывает названия: волонтёры вместо тимуровцев, только бы не пионеры, потому что – ленинцы, и т.д. и т.п. Если таких вещей бояться, уходя от сути дела, если родители предпочитают летом Мальдивы или Турцию, то загореть на уборке подмосковной клубники в оздоровительно-воспитательных целях коллектив уже не соберёшь. Будут жаловаться в ЕСПЧ. Жаль, что розги отсутствуют в свободной продаже.
Не надо тужиться при придумывании названий, а вернуть молодёжи всё лучшее, что у неё было, в наши времена, поднять роль трудового и коллективного воспитания в школе и ВУЗе, конечно на новом неформальном уровне (чтобы вранья поменьше и сачки обозначились). Родительские Мальдивы и ранний индивидуализм отложить до поры, пока чему-то не научатся всерьёз, общаться, работать вместе, и зарабатывать, уважая других...
18 августа 2021 года