Найти тему
Съездить по Глобусу

Русские староверы в Латинской Америке. Как мы с ними попытались общаться и что из этого вышло

На протяжении последних веков нашего русского брата в какую точку планеты не заносило. Я недавно рассказывал про колонию потомков русских переселенцев в Уругвае Сан-Хавьер. Мы там побывали, пообщались с такими потомками, которые ещё плохо но помнят русский язык.

Но на этом история знакомства с уругвайскими русскими не закончена. В 15 километрах от Сан-Хавьера находится колония староверов Офир. Колония никакого отношения к Сан-Хавьеру не имеет, появилась на этом месте совершенно независимо от него сильно позже. Мы решили направиться и туда, посмотреть настоящих староверов.

Путь до колонии неблизкий. Сначала мы 5 километров прошли пешком, потом нас подвезла до поворота на Офир машина. Дальше надо было идти по грунтовке ещё 7 километров. И мы уже собрались идти, но тут на дорогу завернула машина полиции и подобрала нас. Мы объяснили, куда мы едем, полицейский, вёзший некую тётеньку, подбросил нас практически до самого въезда в колонию.
Только полицейская машина уехала, со стороны колонии выехал потрёпанный джип и остановился рядом с нами. Там сидел парень с девушкой типичной славянской внешности. Он стал по-испански нас спрашивать чего мы да откуда. "О, из России! По-русски говорите?"- перешёл он на наш родной язык с крайне необычным говором.
- Да, из России, из Москвы, хотим посмотреть вашу колонию.
- А, ну посмотрите. Тут недалеко идти. Надолго ли к нам?
- Да нет, пару часиков посмотрим и поедем дальше. Кстати, как тут выбраться на трассу нам потом?
- А вот по этой дороге идёте, выйдете на дорогу с асфальтом. "Асфальт" - знаете что такое?
- ....

И вот мы пришли в колонию, и дальше произошло наименее ожидаемое из всего возможного - ничего. Вот так вот, да, приехали и ЧО ДАЛЬШЕ? Непонятно, чего тут делать? Колония представляет одну улицу, вдоль неё около 10 домов. Справа по дороге расположено футбольное поле, на нём бегают дети и подростки. Девушки все в самотканных юбках, парни в кафтанах. Просто фантастика какая-то!

-2

И все равно, непонятно чего дальше тут делать? Мы то представляли как-то прибытие в подобное место совсем иначе. Что сразу найдём с кем поговорить, нам что-нибудь расскажут, покажут. С другой стороны мы неоднократно слышали о закрытости староверов и что возможно они не захотят, чтобы мы к ним приходили и вообще не будут дружелюбными. Но тут вообще никакой реакции на нас. Пара машин проехала, помахала нам рукой, но не более того. А на улице то и нет никого. Мы чувствовали себя крайне неудобно, будто пришли на чужой день рождения без приглашения. Прошли туда-обратно улицу в конец пару раз. Трудность ещё в том, что мы в большей степени интроверты, и мне вот как-то неудобно просто так подойти к кому-то на улице и сказать: "Здорово, чувак! Как дела?". Но иногда у меня интровертность проходит, если создать правильный настрой. И тут я уже его создал, но как назло и люди совсем с улицы пропали. А стучать в дома с целью потрепаться как-то было совсем мне неудобно.

-3



Впрочем, через некоторое время некоего мужика мы всё-таки встретили и разговорились. Не то чтобы он был слишком приветливым, но и не то, чтобы старался избежать общения с нами. Снова мы услышали такой русский, который вряд ли ещё где услышишь, русский язык начала XX века.. Хотя с непривычки кажется, будто они говорят с акцентом, но нет, вот такой у них говор. Иосиф рассказал нам немного о жизни в колонии, что, например, у них недавно запретили телевизоры и айпады. Зарабатывают они в основном натуральным хозяйством. Например, посевами, для этого колония купила немало современной техники - трактора, комбайны

-4

Сам он жил и в других коммунах в США, Канаде. А сейчас вернулся сюда в Уругвай. Когда мы ему рассказали, что приехали сюда, так как нам интересно, и хочется пообщаться, узнать как тут люди живут, он как-то странно сказал: "Ну да, можете пообщаться - вон в тот дом сходите, или вон в этот можете". Мы пошли ещё раз по улице, но в дома все равно постеснялись стучаться. Также я не решился фотографировать в колонии, явно чувствовалось, что этому здесь не будут рады. Посему тут не будет фотографий самих староверов, хотя они выглядят крайне интересно и колоритно. Сделал только аккуратно пару снимков играющих ребят, они уже выложены выше.

-5

Какое-то фантастическое место! Во-первых - много молодёжи, что уже само по себе впечатлительно для такого небольшого поселения. Во-вторых, какая это молодёжь! Они не пьют, не курят, матом не ругаются, а просто веселятся и играют во всякие старинные игры. Взрослые - почти все с бородами. И лица все чисто славянские, такого уже давно и в нашей деревне не встретишь.
Кстати, с русскими из Сан-Хавьера, староверы не желают общаться. Я про это слышал до поездки, нам это же рассказал и Александр, а теперь стало ясно почему.

Однако, поняв, что ещё какое-либо общение вряд ли получится, а лезть в людям в душу против их воли, не в наших правилах, мы решили отчаливать домой. Тем более, что уже вечерело, а хотелось ещё засветло добраться хотя бы до трассы. Мы плавно двинулись по грунтовке, раздираемые противоречивыми чувствами. С одной стороны мы были сильно впечатлены увиденным. С другой - немного раздосадованы тем, что как-то полноценного взаимодействия не получилось. Думали ещё: "А может вернуться, и ещё попытаться наладить контакт?". Но что-то подсказывало, что лучше уже ехать домой.

-6

Часть староверов живёт немного в отдалении от колонии. Мимо одного такого хутора мы как раз проходили. Тут меня одолела мысль: "Зайдём, спросим дорогу на трассу. Если после вопроса они проявят к нам интерес, то тогда сможем пообщаться с ними, а нет - ну не судьба". У входа в дом стояли два бородача и беседовали. На наш вопрос о том, где тут трасса на Монтевидео, они не смущаясь ответили: "Вот там, дорога будет, повертайтеся налево, опосля ещё километров 6-7, там автобусы будут". Далее бородач даже подробно рассказал, когда будут автобусы в Монтевидео, но интереса никакого к нам не проявил. Такое впечатление, что по их глуши каждый день кто-нибудь проходит и спрашивает по-русски дорогу...

С другой стороны, обдумывание подобного казуса навело меня на следующую мысль. Если бы они жили в обычной деревне, то наверняка бы заинтересовались. А так они живут в крайне удалённом от цивилизации месте и все контакты с цивилизацией для них представляют не очень высокий интерес, и не важно с какой - уругвайской или русской.

-7

Далее стоп был на редкость удачный. Повернув с грунтовки на глухую асфальтовую дорогу, мы сразу застопили грузовик, довёзший нас в кузове до трассы на столицу. Оттуда в течении минут 15 уехали на грузовике до города в 100 км от М-део, а там уже в 22.30 вечера в течении 10 минут остановилась фура уже до столицы. Тоже, может, неслучайно так всё было?

Увиденное после переосмысления приводит в состояние шока.. Это же просто фантастика, что вот люди в такой изоляции умудряются сохранять не только свой язык, но и свою культуру. Люди, которые не одно поколение назад уехали из родной страны. То есть возможно в колонии вообще нет людей, которые когда-либо там жили. Однако они умудряются передавать детям свой язык, свои традиции, свою веру таким образом, что эти дети, вырастая, её передают и своим детям. И это при том, что в самой России староверов уже практически не осталось, они все в основном живут по заграницам. Это как раз то самое "настоящее" чего так и хочется встретить и ощутить в путешествии, особенно когда наблюдаешь специально построенные для туристов всякие национальные деревни. Нам, наверное, в этом плане очень повезло - французы вряд ли смогут найти таких французов, какими они были 100, 200 лет назад. Равно как и немцы, англичане, поляки. А мы можем. Но к этому настоящему можно только немножко прикоснуться, нельзя его ощутить в полной мере. Я бы написал "к сожалению", но кто знает, может это и к лучшему. В принципе, наверное, не случайно они забрались в такую глушь (от второстепенной трассы надо ехать километров 8-10 по глухой дороге, а потом ещё 5 в сторону по грунтовке. Они живут там сами по себе и, похоже, не очень жаждут, чтобы к ним приходили чужие и лезли с расспросами. Так зачем же тогда им мешать? Дай Бог им удачи и сохранения их традиций ещё на многие годы или десятки лет.