Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Городская усадьба князей Голицыных. Мичуринск

В 1823 г. сын генерал-лейтенанта князя Бориса Андреевича Голицына и княжны Анны Александровны Багратион-Грузинской князь Николай Борисович Голицын (полковник в отставке, участник более 50-ти сражений, включая Бородинское, кавалер многих орденов, основатель русской школы виолончелистов, "русский друг" Бетховена, один из первых переводчиков творений А.С. Пушкина на французский язык) в Козлове (ныне Мичуринск) построил небольшой элегантный усадебный дом в стиле русского классицизма (одноэтажный каменный особняк, с полуподвальным этажом, портиком с фронтоном, колоннами и неглубоким балконом). Для владельца городской усадьбы (Николая Борисовича Голицына) начало 20-х годов XIX века было одним из сложных периодов в его жизни: он потерял своих именитых родителей, у него в младенчестве умирает один из сыновей, начались финансовые проблемы и князь всерьез задумался перебраться куда-нибудь в провинцию. Правда, у князя в 100 км от Козлова уже было "уединенное местечко" в виде усадьбы Салтыки (Салтычки) - приданное его первой жены Елены Александровны Салтыковой (ее отец Александр Николаевич Салтыков был товарищем министра иностранных дел Российской империи), так что непонятно, зачем князю понадобилась недвижимость еще и в Козлове (возможно, он обладал даром предвидения и знал, что именно в Козлове и будет спустя 36 лет отбывать ссылку его сын - Юрий Николаевич, которого чаще называли по-простому - "князь Юрка Голицын").

Несмотря на то, что князь Юрка Голицын проживал в козловском особняке всего лишь с 1859 по 1860 гг., его, сравнивая с отцом, можно смело назвать старожилом, т.к. основатель городской усадьбы наведывался в нее лишь несколько раз, да и то на короткий срок. В 1866 г. (после смерти отца) князь Юрий Николаевич Голицын стал полноправным владельцем дома на Базарной площади (ныне ул. Гагарина), но сюда он уже не возвращался...

Городская усадьба Голицыных
Городская усадьба Голицыных

Князь Юрий Николаевич Голицын (представитель одной из самых знатных заграничных династий (уступает только варягу Рюрику) берущих начало от Патрикея - потомка великого князя литовского Гедимина)

-2

был незаурядной личностью, поэтому его биографии (некоторым фактам из нее) мы уделим немного внимания.

Голицыны
Голицыны

Юрка Голицын (так все звали князя с детства и до седых волос) в раннем возрасте потерял мать, получив в наследство от нее большое торговое село Салтыки. Его отец (Николай Борисович) достаточно быстро женился второй раз, после чего тут же сложил с себя опекунство в отношении сына и напрочь забыл про его воспитание, доверив сей сложный процесс многочисленной родне (какое-то время Юрка жил у своей тетке княгини Екатерины Александровны Долгоруковой), которую воспитанник быстро "переделал" под свой лад (добился того, что ему было все дозволено и все прощалось). Благодаря своей знатной родне Юрка был (вопреки своему желанию и правилам поступления) с большим трудом зачислен в Пажеский корпус. Знатные проказы юного Голицына навсегда вошли в историю этого привилегированного учебного заведения (одна его дуэль с одним из воспитанников чего стоит). Поскольку в то время император Николай I лично контролировал "кузницу" военных кадров, то Юрке часто приходилось оправдываться перед первым лицом государства, но благодаря своему актерскому таланту он всегда удачно выходил из большинства передряг. Если от матери в наследство Юрке досталось имение, то от отца он унаследовал музыкальный дар, который начал интенсивно развиваться во время обучения в Пажеском корпусе (князь брал частные уроки музыки у знаменитого капельмейстера и композитора Гавриила Якимовича Ломакина, с которым связан наивысший расцвет шереметевского крепостного хора, сам организовал местный хор).

Представители рода Голицыных
Представители рода Голицыных

Основная же учеба в Пажеском корпусе была в тягость молодому князю. Из Пажеского корпуса он был выпушен последним (14-ым) классом (что считалось позором для данного учебного заведения: данный чин носили станционные смотрители) - результат необузданной лени ко всему, что не касалось музыки и развлечений. О военной службе князь не помышлял и был направлен в канцелярию Харьковского генерал-губернатора князя Н.А. Долгорукова (своего родственника). Неизвестно, какими государственными делами занимался Юрка Голицын в Харькове, но вот хор из крепостных крестьян Долгоруковых он собрал великолепный. Обучив крестьян певческому мастерству князь Юрка Голицын начал со своим коллективом, где он был еще и дирижером (что в то время считалось унизительным для людей высокого сословия) выступать по всей губернии, быстро набирая популярность.

Вскоре восемнадцатилетний Голицын женится на Екатерине Николаевне Бахметевой (представительнице древнего русского дворянского рода) и с семьей перебирается на свою вотчину в Салтыки (Тамбовская губерния), где среди уже своих крепостных крестьян создает новый уникальный хор. Благодаря музыке отношения князя со своими крестьянами наладились достаточно быстро и молодой барин

"картежник и выпивоха, отважный всадник и юбочник, не зловредный, не прижимистый"

наряду с изучением теории музыки начал заниматься и социальными преобразования в отдельно взятом "государстве" - селе Салтыки.

В 26 лет Юрка Голицын становится самым молодым в истории России предводителем уездного дворянства (был избран единогласно). Князь оправдал надежды земляков:

"заботился об их нуждах, особое внимание уделяя дворянским сиротам. У него в доме постоянно воспитывалось несколько детей, одних он в положенный час устраивал в гимназии, других — в военные училища, а кого — постарше и потупее — определял в должность, были у него стипендиаты и в высших учебных заведениях".

В 28 лет Голицын избирается уже предводителем Тамбовского губернского дворянства (опять же это был самый юный предводитель такого уровня в России). О нем вспомнили в царском окружении и Николай I зачислил Юрия Голицына в штат императрицы, пожаловав звание камергера. При этом, последний не забывал и о своем хоре, с которым продолжал путешествовать по многим городам России. В паузах между выступлениями Голицын поучаствовал в обороне Севастополя (во время Крымской войны) будучи дежурным штаб-офицером ополчения при князе М.Д. Горчакове. После завершения военной кампании князь вернулся на тамбовщину , где его с нетерпением ждали жена с 4-мя детьми, его друг - А.А. Рахманинов (дед С.В. Рахманинова, вскоре Голицын с ним рассорился. Причина - князь по уши влюбился в дочь Рахманинова Юлию и об этом стало известно ее отцу) и, конечно же, его хор, слава о котором на тот момент облетела уже две столицы. По возвращении у Юрки Голицына были большие перспективы в плане карьерного роста - он мог повторно избраться на должность предводителя губернского дворянства, но...

Голицын решил отпустить на волю без выкупа всех своих крепостных крестьян. Это намерение князя всполошило все тамбовское дворянство, вызвав у местной элиты массу негативных чувств. Тамбовский генерал-губернатор (близкий ко двору) резко осудил революционные начинания князя Юрки Голицына и император отложил обещанное назначение. Юрий Голицын отправляется со своим хором в заграничное турне, где в паузах между концертами встречается с Герценым и публикует в его "Колоколе" ряд статей посвященных вопросам реформы крепостного права. Также, отбывая за границу, Юрий Голицын прихватил с собой письмо, которое передал ему его отец (уже известный нам князь Николай Борисович Голицын).

На старости лет Голицын старший кроме музыки начал заниматься вопросами реформирования религии и решил через сына передать одному зарубежному издательству свою работу "О возможном соединении Российской церкви с Западною..."

Сын не знал, что находится в конверте и добросовестно выполнил поручение отца. Но все тайное рано или поздно становится явным. Царская охранка в те годы работала четко и вскоре и об авторе статей в "Колоколе", и о "церковном реформаторе" было доложено императору. Голицына старшего на некоторое время посадили под домашний арест (учитывая его возраст и состояние здоровья), а князю Юрке пришлось по полной отдуваться и за себя , и за отца.

"По совокупности провинностей Юрий Голицын был лишен камергерского звания, уволен со службы по ведомству императрицы Марии Александровны и сослан в Козлов под надзор полиции."

Так в городской особняк, с которого мы и начали наш рассказ, вернулся его полноправный хозяин...

И в Козлове люди живут. Хотя и скучно. Но скучно Юрке было лишь до тех пор, пока не удалось собрать небольшой хоришко. Жизнь снова заговорила в князе, и проснулось его дремавшее сердце...

Обосновавшись в Козлове Юрий Голицын разводится с женой (в городе у него появляется новая пассия (то ли гувернантка, то ли из обедневших дворян), на которой князь вскоре женится и несмотря на оставшиеся скудные доходы (Голицын не мог гастролировать по городам с хором), дом на Базарной площади на некоторое время становится центром культурной жизни города (в нем часто собирается местная богема). Почему "на некоторое время"? Все очень просто - натура князя Юрки Голицына была такова, что не позволяла ему долго находиться в заточении. Чтобы скрыться от неусыпной слежки полиции он придумал достаточно хитроумный и авантюрный план:

"Голицын решил максимально привлечь внимание к своей персоне и тем ослабить бдительность козловской полиции. Человек, который выставляет себя напоказ, вряд ли вынашивает преступные замыслы. Голицын решил дать городу, прежде всего молодежи, прекрасную зимнюю забаву: горку для катания на санках. Да что там горку — горищу: от своего дома до базарной площади и дальше до самой реки Воронеж, чтоб выносило отважных саночников аж на другой берег. Это встанет в копеечку, ведь надо проложить трассу, ровно залить водой и соорудить снеговые борта для безопасности катающихся, но игра стоит свеч.."

Утратив бдительность полицейские чиновники разрешают Голицыну посетить Тамбов (куда Голицын отправился якобы для того, чтобы лично пригласить губернатора на открытие объекта). Вскоре в канцелярию губернатора из Козлова поступает телеграмма о том, что гору сгородили и с нетерпением ждут приезда важных гостей.

«Городите дальше», — лаконично ответил князь и, плотно поужинав у губернатора, спев несколько романсов Варламова и Булахова, восхитив мужчин, очаровав дам, той же ночью пустился в бега с женой и всем штатом"

Так князь Юрка Голицын распрощался навсегда и с Козловым, и с Тамбовом, и на долгие годы с Россией, отправившись в эмиграцию. Дальнейшая заграничная жизнь князя Голицына - тема отдельного рассказа.

Прошли годы, но

"артисту нужна была Россия, какая ни на есть: без парламента и независимого суда, с крепостным крестьянством, которому ожидаемая реформа даст не свободу, а новую форму кабалы, с чадом и угаром во всех делах и начинаниях, с воровством сверху донизу, с холопством, именуемым смирением, но единственная и незаменимая, без нее все исчерпывается коротким и плоским земным существованием, все ошибки и злые дела — навсегда, все потери невосполнимы, нет прощения, нет жизни вечной, да и тебя самого нет и не было. За родиной и музыкой, за самим собой пустился князь в Россию..."

Прошение Голицына о возвращении в Россию было удовлетворено императором и вскоре

все вернулось на круги своя. Не бросив капельмейстерского жезла, он снова сел на княжеский престол...

Что же касается княжеского особняка в Козлове, то после смерти Юрия Голицына (1872 г.) он пришел в запустение. После 1917 г. в доме располагались и биржа труда, и детский дом, и вытрезвитель ( после чего здание превратилось в помойку).

В 80-х годах прошлого века мичуринская интеллигенция обратилась к властям с просьбой об открытии в бывшем особняке Голицыных литературно-музыкального музея (у Мичуринска большая и интересная культурная история). В начале 1990-х годов приступили к реставрации здания, а в июне 1995 г. в торжественной обстановке в Мичуринске был открыт и сам музей, в котором мы сейчас и находимся.

В музее имеется ряд постоянных экспозиций. Одна из них посвящена роду князей Голицыных,

Зал музея
Зал музея

Гостиная
Гостиная

другая - музыкальным традициям Козлова-Мичуринска (можно ознакомиться с творчеством известных музыкальных деятелей Козлова: Н. Верстовским, А. Кастальским, Н. Чичериным (отца композитора Софьи Чичериной и родственника первого наркома иностранных дел Г.В.Чичерина) и др.),

Зал музея
Зал музея

-8

третья - литературным традициям города

Зал музея
Зал музея

(Гавриил Державин, инициатор создания в городе народного училища; издатель Иван Рахманинов, который не побоялся цензуры и издал в собственном переводе труды Вольтера;

-10

Константин Федин, учившийся в Козлове (авторе трилогии "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Костёр"); В.Шмерлинг и многие др.)

Зал музея
Зал музея

Экспонаты музея
Экспонаты музея

Письмо Солженицына
Письмо Солженицына

Главным музейным достоянием является уникальная коллекция раритетных музыкальных инструментов,

Экспонаты музея
Экспонаты музея

Экспонаты музея
Экспонаты музея

среди которых выделяется пианино Wilhelm Biese, 1771 года выпуска.

пианино Wilhelm Biese
пианино Wilhelm Biese

Кроме постоянных экспозиций в музее часто выставляются работы местных художников,

Офорты С. Никиреева "Веса", "Зима"
Офорты С. Никиреева "Веса", "Зима"

"Зимний день" А.А. Вострокнутов
"Зимний день" А.А. Вострокнутов

проводятся литературные и музыкальные вечера...

Городская усадьба Голицыных
Городская усадьба Голицыных

Источники информации:

1. Ю. Нагибин. Князь Юрка Голицын

2. Материалы Литературно-музыкального музея г. Мичуринск