00:00:14 – Приветствие. Анонс темы
00:02:05 – Быть «хорошей» для своих родителей или быть ментально здоровой? Можно ли совместить?
00:06:09 – Как выстроить отношения с токсичным родителем?
00:14:52 – Что помогло мне простить мою мать. Личный опыт.
00:22:13 – Детокс ума от застарелых обид. Прощение. Жить здесь и сейчас.
00:27:41 – Важность восполнения ресурсов. «Коллективная мама». Принцип замещения более высшим вкусом.
00:32:25 – Эмоциональное выгорание – причина нашей токсичности. Как оно влияет и что с этим делать.
00:42:12 – Особенность токсичного папы.
Начало здесь: Часть 1
Юлия: То, о чём я хочу спросить: как простить и не только родителей? Какие шаги, какие инструменты, какие действия могут помочь нам совершить вот этот детокс? Детокс своего сердца.
Потому что мы об этом упоминали в первом эфире: вот эти токсичные чувства, такие как обида, гнев, накопленные, они, на самом деле, отравляют моё тело и моё бытие.
Я вибрирую этими чувствами, я становлюсь уже гиперчувствительной по отношению к другим людям, я уже шарахаюсь от людей, когда они меня, даже по делу, быть может, пытаются поправить, я это уже воспринимаю, как агрессию, как критику, потому что моя мама всегда начинала с таких вещей: к чему-то придиралась и дальше разгонялась, разгонялась, разгонялась, то есть это уже был скандал и, как правило, причин, в целом, не нужно было.
Ей просто было внутри, действительно, некомфортно, какое-то напряжение у неё было внутри, какая-то боль. Как нам быть? Какие действия именно практически нам помогут?
На моем опыте (эта история даст понимание) мне помогла, напомни мне название, какая-то реверсивная практика, то есть когда мы проматываем ещё раз эту историю до того момента, когда началась вот эта заварушка с другой душой, некие расстановки…
Тамара: «Регрессия», ты имеешь в виду?
Юлия: Да, да. Также мне очень помогло то, ка ты упомянула, с точки зрения разума посмотреть на её жизнь и понять: откуда возьмётся эта любовь, откуда возьмётся эта здравость мышления, если там у её мамы было трое мужей, она была, там, дочерью первого её мужа, который утонул, её папа…
То есть было очень-очень много травм, переездов, она была неприкаянная, голодная всю жизнь, по каким-то общагам, в одной комнате с сёстрами, с детьми, причём младшая её сестра, от третьего мужа бабушки, умерла от рака в очень маленьком возрасте, у неё была очень сильная с ней связь и это стало большой травмой для неё.
Реально жизнь была сверхтяжёлая, как и у многих в советские времена: люди жили впроголодь, в целом, выживали по общагам, таких людей, я знаю, в стране очень большая прослойка, на самом деле.
Откуда возьмётся эта любовь, откуда возьмётся это сострадание, мягкость по отношению к кому-либо, если такие предпосылки у человека, если ему никто никогда эту любовь, эту мягкость и эту какую-то нежность никогда никто не дал?
Если, опять же, у него нет источников подключения к высшему, каким-то источникам бытия, духовной практики, тогда, безусловно, из этих пространств к нам может прийти это всё как милость.
Ну а так вот, по сути, я же жду и это моё безумие – ждать от неё то, что ей никто никогда не дал. Вот это мне очень помогло: осознание с точки зрения разума, откуда там это всё может быть?
00:22:13
Тамара: Мне кажется, ты абсолютно правильно обозначила этот путь, который человек должен проделать для детокса своего ума от застарелых обид, именно связанных с детством.
Я больше хочу акцентироваться на том, при каких условиях это становится возможным для человека. Ведь если бы ты, допустим, продолжала быть в состоянии тотального дефицита хороших отношений, какого-то к себе доброго отношения, не видела бы другого примера, не встретила бы людей,
которые тебе показали, что можно иначе, не пополнялась бы – у тебя не было бы возможности, ресурса простить.
Это прямая взаимосвязь. Прощение – это не решение, это не воля – это накопленная ресурсность, накопленный противовес вот тому плохому, хорошего. И когда этого хорошего достаточно, у нас появляется возможность отпустить, как бы забыть, перекрыть, закрыть эту тему, прожить сожаление, сказать себе: «Жаль, что так было тогда, но сейчас у меня, в общем-то, другая жизнь, и сейчас я могу смотреть на это иначе».
Вот что такое действительно проработанная история, то есть – это переход в другое состояние. Если состояние не сменилось, то сколько бы мы себя ни уговаривали, ничего в общем-то не произойдет.
Мы живем из состояний всегда, и поэтому в этом и надо заботиться, и об этом терапия любого рода – о том, чтобы выйти из состоянии дефицита, увидеть нездоровость, увидеть другое, совершенно другое, экологичные, способы общения, получить к себе достаточно уважения, достаточно принятия, напитаться этим, наполниться и из другого состояния посмотреть в это прошлое.
Вы можете, даже, поклониться этому прошлому и попрощаться, сказать: «Ну сейчас на меня это уже не действует, это уже не так. Сейчас я нахожусь в другом, в другой, как бы, реальности и в ней у меня есть ресурсы, у меня есть силы. Я могу снисходительно смотреть на то, как другой человек, [сам] страдает, по сути [от своей токсичности]».
То есть прощение – это не такой, как бы, процесс переключения. Он может состояться, когда вы почувствуете это, да, можно так почувствовать и многие мне описывали, что вот, как бы, пришла какая-то мысль и, раз, и отпустило.
Но это значит, что уже собралось достаточно много, просто наполнилась некая чаша и это была последняя капля – вот эта мысль – и тогда, раз, как будто и все: «Теперь я могу по этому поводу быть спокойна».
И человек может признать, что мама не могла иначе, как-то эмоционально это утвердить внутри себя, «иначе и не могло», оплакать, может быть даже и себя, свои утраты и потери, недополученные какие-то моменты, и больше не чувствовать с этим серьезной связи.
Это делается обычно в ходе терапии, либо жизнь просто помогает, через любовь и заботу других людей. В общем-то не сами по себе в отрыве. Мы – существа социальные, у нас что-то меняется в результате взаимодействия с другими людьми.
Просто сначала это взаимодействие было нездоровым, наносящим урон, и когда мы поняли, что это не всё, что этот мир может предложить, мы можем добрать недостающее в других местах, у других людей.
Мы можем найти единомышленников, наставников, может быть психологов, любых специалистов, которые помогут довосполнить недостающее и уже из другого состояния чувствовать себя иначе чем до, это главное.
Главный мой посыл, наверное, в том, что сколько бы мы ни говорили на тему тяжёлых повреждений, травм, ранений, полученных ранее, ответ будет примерно такой: мы можем существовать только здесь и сейчас, менять что-то в здесь и сейчас, тогда что конкретно в этом «здесь и сейчас» нам делать? Заботиться о своём другом состоянии и принимать помощь тех, кого мы можем привлечь.
00:27:41
Юлия: Да, да, присоединяюсь к этой рекомендации. У меня вот на каком-то этапе, не знаю, упоминала ли я, но я долгое время страдала от зависимости от химических веществ, как бы обезболивалась посредством ухода от действительности.
И в какой-то момент, когда, по милости, я начала выздоравливать от этого, я на самом деле очень благодарна сообществу «Двенадцать шагов», все о них знают, вся эта информация в открытом доступе.
Они анонимные, бесплатные, они помогают выздоравливать и от наркомании, и от алкоголизма, и от созависимости, от переедания, от всех возможных зависимостей и какого-то деструктивного поведения.
Как раз через эти сообщества, приходя, как ты говоришь, в круг единомышленников, в какой-то момент я поняла, что мне это очень помогло отстроиться, как раз восполнить то, о чём ты говоришь – эти, вот, дыры, раны и выйти в какое-то более ли менее ресурсное состояние, вот такая «коллективная мама».
У меня появилась «коллективная мама», то есть я начала сначала тянуться именно к старшим, именно к старшим женщинам с большим опытом в сообществе, давно выздоравливающих мудрых, мягких, таких светлых, у кого из глаз, прямо видно, что струится какая-то нежность.
И у меня образовалась такая группа поддержки. В какой-то момент ты пришла в мою жизнь, терапия, и у меня появилась реально такая «коллективная мама», какие-то подруги, вот, так или иначе, я научилась восполнять этот дефицит посредством общения со «светлыми» людьми.
Людьми, которые идут по духовному пути, у которых есть тоже интерес к духовному, запрос на трансформацию, и у которых есть реальный опыт жизни по духовным принципам – того, что, по идее, мне кажется, в идеальном обществе, родители и должны быть источником этого, каких-то духовных принципов, практики воплощения в жизнь веры и жизни, которая соответствует таким высоким моральным и этическим принципам.
Для меня это стало и до сих пор остаётся большой поддержкой. Потом появился храм, опять же, единомышленники, уже вот в той традиции, которая мне откликнулась по сердцу, которая стала вдохновлять меня.
Люди, у которых центром их жизни являются какие-то высшие идеи, высокие материи, опять же, общение с ними. Есть, вот, одна монахиня в храме, в который я хожу, и каждый раз, не устаю этому поражаться, просто будучи в её пространстве, я становлюсь какой-то другой.
Просто находясь в радиусе двух метров от неё я уже будто мягче, я светлее, я добрее, у меня даже голос меняется, но это удивительно!
Действительно общение с такими людьми меняет нас на глубинном уровне, без каких-либо сверхусилий воли «я буду хорошей, я буду смиренной», а это просто происходит так вот органично.
Вот у тебя есть что-то добавить до того как мы перейдём к вопросам? Я вижу, что у нас есть вопросы.
Тамара: Ну, я хотела согласится просто. И на моём опыте тоже всё происходит естественным путём, действует принцип замещения более высшим вкусом. То есть более высокий вкус, нечто более возвышенное, более светлое, доброе и позитивное.
Когда оно присутствует в нашей жизни, оно постепенно вытесняет всё плохое, негативное, эгоистичное. Это заложено как-то в природе, может быть, Высшим разумом. Поэтому всё верно, я очень согласна и наблюдаю во многих людях то же самое явление, которое ты описываешь.
Продолжение далее
00:32:25 – Эмоциональное выгорание – причина нашей собственной токсичности. Как оно влияет и что с этим делать.
00:42:12 – Особенность токсичного папы.