Когда мы видим, как один ребенок задирает другого, хочется защитить слабого. Так мы попадаем в треугольник Карпмана, где старший - Агрессор, младший - Жертва, а мы - Спасатель. Проблема в том, что Агрессор и сам Жертва своих необузданных чувств и нуждается в помощи и обучении.
Мотив задиры может быть вполне хороший, а вот форма ужасная. Но даже если ребенок задирает другого специально, остановить необходимо, но также научить обращаться со своим гневом, завистью или обидой.
Как? Формула состоит из 3 компонентов:
1) Понять мотив ребенка.
2) Остановить неприемлемую форму.
3) Подсказать допустимый вариант удовлетворения своего мотива.
Пример 1. Малыш 3 лет тычет пальчиком в глазки малышки.
Как реагировать: “Я понимаю, что тебе интересно с ней играть, но тыкать пальчиком нельзя, ей больно. Можно погладить вот так”. Показываем. Если пробует снова, останавливаем, повторяем цикл. Если ребенок не может сдержаться, вовлекаем в другое занятие.
Пример 2. Сын 9 лет обзывает 7-летнего брата сл