Найти тему

Литературный анализ рассказа В.М. Шукшина "Обида"

Рассказ Шукшина начинается с философского монолога основного субъекта речи – экзегетического повествователя диегетического типа*. Монолог посвящен теме обиды и о том, что времена рыцарей давно прошли, и не стоит бросать перчатку каждому, кто как-то задел тебя. Нужно быть рассудительным и благоразумным. Всегда быть «в стороне» и спокойно попивать себе чай, наблюдая за тем, как мнящие себя героями люди дерутся деревянными мечами. Мне, конечно, кажется, что лучше попивать шампанское, победив своего обидчика, ну да ладно.

*Экзегетический повествователь диегетического типа. Так как повествователь описывает события, с ним не происходившие и выступает только в роли наблюдателя, он является экзегетическим. Однако его монолог, открывающий рассказ, содержит оценочную точку зрения и в нем он явно делится своим мнением, касаемо ситуации, которая далее будет описана в рассказе. Тем самым он все-таки вплетается в диегезис (повествуемый мир). Таким образом, мы определяет такого повествователя как экзегетического, но диегетического типа. P.S. определения экзегетического и диегетического повествователей можете прочитать в предыдущей статье по рассказу Чехова "Студент".

С точки зрения сюжетно-фабульной композиции рассказ строится на сюжетной концепции Лотмана, то есть фабула здесь выступает как подручный материал для построения сюжета. Сам сюжет завязан на личности Сашки Ермолаева, на его психологическом состоянии. Сашку Ермолаева обидели. Но стоит сразу прояснить. Обида в рассказе – это не то чувство, которое проходит спустя пять минут после того, как ты поругался с другом и вы чуть-чуть кольнули друг в друга. Обида в рассказе – это отравляющее организм изнутри ощущение задетого собственного достоинства человека. Шукшин строит сюжет таким образом, что он складывается из подтекстов. Например, в заключительной сцене романа, когда жена пришла за Сашкой, чтобы не дать мужу испортить жизнь себе и другим людям, мы можем наблюдать детальное описание действий Сашки. Через это описание мы понимаем внутреннее состояние героя. Он пытается скрыть от жены свои эмоции, закуривает сигарету, чтобы приостановить происходящее вокруг, подумать. Для курильщиков перекур – это не только нужда удовлетворить никотиновую зависимость, но и важнейший ритуал, во время которого человек остается наедине с собой. Это все Шукшин оставляет читателю для самостоятельного понимания, он заставляет нас заглядывать за написанное, относится к нам как к равным. Для этого используется такой речевой прием как импликатура. А для построения сюжета рассказа Шукшин использует сцепление и нанизывание. Помимо Сашки в рассказе, по моему мнению, есть еще два ключевых персонажа. Первый из них – это Чукалов, человек в черном плаще. Собирательный образ мелкого человека, мнящего себя властителем судеб. Такие обычно сидят на входе или регистратуре и записывают приходящих людей в многочисленные базы данных. Даже такое незначительное наделение властью над другими homo sapiens превращает их в отвратительных созданий. Мне думается, что Шукшин таким образом плюнул в лицо Советскому времени, времени, когда количество этих людей было возведено в абсолют. Вторым важным героем, не считая самого Сашки, является его дочь – Маша. Именно она успокаивает Сашку в моменты сильнейшего отчаяния, и она же предотвращает ужасный сценарий, при котором Сашка молотком пробивает головы семейству Чукаловых. Маша рассказывает матери, что там какие-то «нехорошие дяди», а мать уже забирает Сашку домой.

В речевых партиях героев наиболее часто можно увидеть оценочную точку зрения, как мне кажется, это связано с тем, что Василий Макарович показывает нам жизнь во всех ее проявлениях. Разные люди по-разному могут смотреть вещи, и писатель пытается дать нам полную картину, чтобы мы сами уже смогли сделать для себя какие-то выводы. Не зря ведь сюжетно-фабульная композиция осталась открытой, а нового равновесия так и не получилось. Мы можем лишь достраивать дальнейшую жизнь персонажей.