Найти в Дзене

Два вальса для Анны Щербаковой. №1 — «Муки любви», «аккомпанирует» С.В. Рахманинов

Пока Международный союз конькобежцев (ИСУ) думает, как выйти из положения с отменой этапа серии Гран-при в Китае (где в числе участников должна была выступить и Анна Щербакова), пофантазируем о музыке, которая могла бы подойти действующей чемпионке мира в женском одиночном катании, на примере её короткой программы прошедшего сезона. Короткая программа Анны Щербаковой 2020–2021 запомнилась не только каскадом лутц-риттбергер, градиентным платьем и тем, что приносила фигуристке первые места, но и… довольно мрачным музыкальным сопровождением. Согласно задумке хореографа Д. Глейхенгауза, через «Элегию» Жюля Массне Анна Щербакова передавала тоску утраты! Некоторые из предыдущих программ спортсменки также несли налёт печали: в произвольной “Dreamcatcher” 2017 г. Анна «рассказывала» историю девочки, которая страшится большого мира и закрывается в себе (поведал нам автор либретто Д. Глейхенгауз). «Градус трагичности» в постановках повышался год от года: так, в 2019 г., на сей раз уже в коротко

Пока Международный союз конькобежцев (ИСУ) думает, как выйти из положения с отменой этапа серии Гран-при в Китае (где в числе участников должна была выступить и Анна Щербакова), пофантазируем о музыке, которая могла бы подойти действующей чемпионке мира в женском одиночном катании, на примере её короткой программы прошедшего сезона.

Анна Щербакова в образах из короткой программы сезона 2019-2020 "Парфюмер" и произвольной программы 2016-2017 "Dreamcatcher" (фотограф Михаил Шаров @mihail_sharov). Источники для коллажа из группы https://vk.com/shcherbakova_anna
Анна Щербакова в образах из короткой программы сезона 2019-2020 "Парфюмер" и произвольной программы 2016-2017 "Dreamcatcher" (фотограф Михаил Шаров @mihail_sharov). Источники для коллажа из группы https://vk.com/shcherbakova_anna

Короткая программа Анны Щербаковой 2020–2021 запомнилась не только каскадом лутц-риттбергер, градиентным платьем и тем, что приносила фигуристке первые места, но и… довольно мрачным музыкальным сопровождением. Согласно задумке хореографа Д. Глейхенгауза, через «Элегию» Жюля Массне Анна Щербакова передавала тоску утраты!

Некоторые из предыдущих программ спортсменки также несли налёт печали: в произвольной “Dreamcatcher” 2017 г. Анна «рассказывала» историю девочки, которая страшится большого мира и закрывается в себе (поведал нам автор либретто Д. Глейхенгауз).

«Градус трагичности» в постановках повышался год от года: так, в 2019 г., на сей раз уже в короткой программе, обыгрывалась неоднозначная для ледовой постановки и даже жутковатая, по мнению части зрителей, тематика фильм «Парфюмер».

А в прошедшем сезоне 2020–2021 драматический ряд был продолжен известной «Элегией» в исполнении скрипача Джошуа Белла.

Эта программа в целом очень серьезная, она с историей — о потере близкого человека, не какого-то конкретного, просто у каждого в этой истории что-то свое. И в последнем движении, в последней позе я вспоминаю о прикосновениях к этому человеку, они меня греют, — поясняла сюжет фигуристка в интервью championat.com

«Элегия» (что переводится как «жалобная песнь») — инструментальная или вокальная пьеса, в которой развиваются мотивы одиночества, меланхолии, часто скорби, а лирический герой мысленно возвращается к прекрасному и безвозвратно минувшему, будь то любовь, юность, мечты. Две образные сферы — грустные раздумья в настоящем, сменяющиеся светлыми воспоминаниями о прошлом, — воссоздаются в этом музыкальном жанре чередованием минорных и мажорных эпизодов.

Однако обращаясь к варианту музыкальной нарезки, предложенной Даниилом Глейхенгаузом, хочу отметить, что хореограф предпочёл вычеркнуть все мажорные, оттеняющие трагизм фрагменты из сочинения Массне и оставил только троекратное проведение главной темы, тем самым ещё сильнее, чем в оригинале, сгустив интонации горестных терзаний. В этом вы можете убедиться, послушав полное сочинение Жюля Массне.

Определённо, транслировать настолько тяжёлое по эмоциональной нагрузке содержание — непростая задача для спортсмена. Но у меня возникли некоторые вопросы к ритмической организации номера. Не покидало ощущение, что хореографические акценты в постановке были бы более естественны для другого музыкального размера: проще говоря, казалось, что Анна катается не на 4/4 (четыре четверти), а на 3/4: раз-два-три, раз-два-три… Особенно явным это представлялось на первых прокатах, когда почти все яркие жесты, махи и прыжки попадали на слабые доли такта. Для меня такая расстановка хореографических штрихов видится загадочной, зато после просмотра возникло желание всё-таки взглянуть на эту программу в трёхдольном размере, а на Анну Щербакову — в вальсе.

Коллаж на основе фото из фан-группы Анны Щербаковой "ВКонтакте" https://vk.com/shcherbakova_anna
Коллаж на основе фото из фан-группы Анны Щербаковой "ВКонтакте" https://vk.com/shcherbakova_anna

Как мы знаем, в срединной части другой, произвольной, программы Щербаковой есть вальсовый фрагмент, “Forgiveness” финского композитора Пану Аалтио. Эта музыка очень удачно создаёт впечатление полётности и лёгкости. Для двух альтернативок я выбрала 2 вальса: первый созвучен настроению короткой программы в оригинале, второй – из той музыки, которую мне хотелось бы услышать на катке в олимпийский сезон. Итак, программа под вальс у Анны Щербаковой — как бы это прозвучало?

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Первый вариант альтернативки под пьесу в темпе вальса будет в данной статье — это композиция, настроение которой частично перекликается с оригинальным музыкальным сопровождением Анны, но в ином, романтическом ракурсе. Грустный вальс (но не Сибелиуса), сентиментальный (но не Чайковского). Это лирическая миниатюра о любовных страданиях, которая так и называется — «Муки любви». «Муки любви» входят в цикл «Старинные венские танцевальные мелодии», с которым связана красивая легенда и занятная история.

Автор вальса, австрийский композитор XX века, скрипач-виртуоз Фриц Крейслер любил и умел писать музыку в стиле разных эпох и создавал удачные мистификации, выдавая свои сочинения за обнаруженные старинные пьесы. Причём пока «Старинные венские танцевальные мелодии» фигурировали в печати под фамилией популярного композитора XIX века Ланнера (сейчас мы о нём ничего не знаем), они заслуживали самых лестных отзывов критики, объявлялись гениальными и противопоставлялись «собственным» сочинениям Крейслера, а как только Крейслер признался, что он и есть настоящий автор «венских мелодий», вальсы тут же были признаны посредственными. Но прошли годы, и сочинения Крейслера вошли в сокровищницу мирового скрипичного искусства.

Пианист Сергей Васильевич Рахманинов и скрипач Фриц Крейслер. Два великих композитора и виртуоза 20 века.
Пианист Сергей Васильевич Рахманинов и скрипач Фриц Крейслер. Два великих композитора и виртуоза 20 века.

Вальсы Крейслера так полюбились его другу и «сокамернику» (то есть на музыкальном сленге коллеге по фортепиано-скрипичному дуэту в камерном ансамбле) Сергею Васильевичу Рахманинову, что Рахманинов написал транскрипции (переложения) этих вальсов для фортепиано, внеся множество существенных изменений. В фортепианных версиях «Старинных венских танцевальных мелодий» явственно проступают интонации и гармонии типично рахманиновского стиля.

Байки из жизни музыкантов. Говорят, это реальный случай))
Байки из жизни музыкантов. Говорят, это реальный случай))

Услышать, как звучал вальс «Муки любви» из-под руки их второго автора — С. В. Рахманинова — мы можем через «чудо техники», восстановленные и очищенные компьютерной обработкой (поэтому звук несколько механический) записи этой миниатюры из далёкого 1921 г.

Анна Щербакова «исполняет» вальс «Муки любви» Крейслера-Рахманинова под «аккомпанемент» С.В. Рахманинова.

Вторая альтернативная композиция на программу Анны Щербаковой под другой вальс здесь. Заглядывайте, если интересно!

С радостью прочитаю Ваше мнение в комментариях, но, как всегда, прошу обсуждать фигуристов в доброжелательном ключе, не допуская оскорбительных выражений! Подписывайтесь на канал, делитесь впечатлениями!

#анна щербакова #фигурное катание #даниил глейхенгауз #рахманинов #музыка