В данной заметке речь пойдет о неосложненных процессах временного недомогания, при которых сохраняется способность сознания символизировать. Кроме того, стоит оговориться, что любое недомогание требует внимательного отношения, соответствующего мед.обследования и лечения, т.е. физическую сторону вопроса не следует игнорировать, полагаясь только на психологическую.
Эго-сознание в ритме современного города зачастую берет на себя (или стремится к этому) большую часть функционирования психического. В таком режиме человек не запоминает снов, перестает их видеть вовсе; не касается философской, религиозной, мифологической литературы; не имеет живых действенных ритуалов, связующих с подсознательными или сверхсознательными областями. Длительное лишение души необходимой ей "живой воды" приводит к вынужденному "выключению" сознания из привычного ритма. Человек заболевает. В болезни мы можем сразу отметить два момента: сброс сознательного напряжения и активизацию бессознательного. Это то, что происходит на интрапсихическом уровне; с тч.зр. межличностных взаимодействий болезнь можно рассматривать как язык, и важно понять, почему он именно такой, каков месседж и к кому направлен.
Но вернемся к активизации бессознательного.
Экономическая теория психического подразумевает, что энергия не исчезает бесследно, но может перетекать из сознания к бессознательному и обратно. Юнг отмечал, что отток энергии от сознания приводит к активизации комплексов в бессознательном, и мы можем наблюдать это в работе и на личном примере.
Во время болезни прослеживается снижение уровня сознания. В этот период времени могут сниться особенные (большие, как сказали бы в шаманских обществах) сны. Они привлекают глубокий архетипический материал и заслуживают внимательного рассмотрения. Почему именно эта информация приходит, почему сейчас; как это связано с повседневной жизнью человека; на что указывает, к чему ведет (в чем телеос), какую цель преследует бессознательное (Самость), посылая эти сны?..
У М.-Л. фон Франц есть работа "О снах и смерти", в которой она рассматривает сновидения, предшествующие смерти человека, но также и бывающие при болезни (например, того же Юнга). Все они демонстрируют особенный язык, на котором обращается бессознательное к сознанию, привлекая архетипические уровни психики.
Он видел зелёное, средней высоты и ещё не созревшее пшеничное поле. Стадо скота топтало поле и уничтожало всё, что на нём росло. Затем голос сверху крикнул: «Похоже, всё будет уничтожено, но из подземных корней пшеница прорастёт вновь».
Среди мотивов, проявляющихся в случае болезни, мы можем наблюдать следующие:
-мифологические существа, боги различных религий, имеющие отношение к пограничным областям - первочеловек или божества посмертия (вавилонский Оаннес, индийский Пуруша; египетский Осирис, греческий Аид и др.).
Обращение к первочеловеку может обуславливать попытку бессознательного "вернуться к началу", к первососостоянию ради исцеления. Древние общества знали способ лечения болезней через рассказ о сотворении мира, всех растений, животных и людей, - считалось, что это выправляет душу и показывает ей верный ход вещей. Обращение к божествам посмертия может свидетельствовать о имеющейся бессознательной тревоге больного в отношении собственной смерти. Так или иначе, любая болезнь обращает нас к вопросу отношений с собственной смертью. И мы здесь можем оказаться "раздетыми донага" - голыми, маленькими, босыми. Это страшная тема, но тысячелетиями подвижники человеческого духа работают с ней, выступая для нас примерами. Кроме того, болезнь - это выход на уровни, где правят бождества уже другого мира. Например, в Др.Египте каждый человек после смерти должен был стать Осирисом, происходило перевоплощение, становились доступны совсем иные уровни Unus Mundus. Болеющий человек невольно захватывает глубокие уровни коллективного бессознательного.
-архетипические мотивы - энергии (космос, свет, огонь, вода), сакральные места (храмы), вне-временность.
-растительная жизнь - "мировое древо", рощи, уже упомянутые пашни, посевы злаковых. Это также тема многих древних мистерий, связанных с переходом в посмертие. Элевсинские мистерии до сих пор хранят тайну, что видели посвящаемые в священном огне храма. По некоторым предположениям, каким-то образом в являемом младенце Бримосе, которого родила Бримо (Деметра, роль которой, допустимо, могла выполнять ритуальная жрица), посвящаемый мог узнавать самого себя (в посмертии?). Так или иначе, но виденное так поражало участников - каждого индивидуально, - что все прочно хранили тайну (даже обращаясь в христианство). Тема посевов ("зерно должно умереть, чтобы дать новые всходы") прослеживается в период индивидуационных скачков вообще, но и болезнь может быть переходным периодом, этапом перед скачком. М.-Л. фон Франц отмечала, что всегда испытывала спад энергии перед прорывом. Возможно, следствие зависит от того, сможем ли мы извлечь цимус из причины.
Фон Франц также приводит сон, в котором прослеживается мотив возвращения к мировому древу:
"Я нахожусь в жидком воздухе голубого неба, которое по форме напоминает яйцо, и чувствую, что падаю в эту синеву Вселенной. Но на самом деле это не так. Меня поймало и несёт синее полотно, я держусь на хлопьях. Я падаю во Вселенную и хочу дальше погружаться в неё. При этом я не теряю равновесие, держусь за полотно и за людей, которые разговаривают со мной. Меня окружают маленькие лоскутки полотна. Красные капли начинают стекать с лестницы и превращаются в Рождественскую ёлку".
-преследования - часто предшествуют началу болезни, т.к. символизируют содержания бессознательного, стремящиеся к контакту с эго-сознанием.
-прятки, побег, поездка - как правило, уже проявляется в болезни - "надо успеть на поезд, но что-то мешает", "меня ищет своими щупальцами большой осьминог".
Период болезни в снах проявляется путаницей со временем. Сны снятся на нескольких временных уровнях одновременно, одни и те же объекты пребывают в двух временах сразу. Фон Франц замечает, что такие сны снятся "на границе бессознательного, где «вчера и завтра» становятся единым, а на самой глубине, вероятно, вовсе останавливаются". Мы можем получить архетипический опыт отсутствия времени.
Индивидуационные сны продолжаются, несмотря на болезнь, в полной мере. Иногда можно отметить, что во время болезни они даже усиливаются в своей ясности и настойчивости, словно потенциальная инициация все равно будет, не взирая на исход болезни. Возможно, и саму болезнь можно рассматривать как некую инициацию в новые уровни осознания, если эго проделывает соответствующую работу.
"Юнг подчеркивает, что бессознательное психэ обращает мало внимания на внезапный конец телесной жизни и ведет себя так, будто психическая жизнь индивида, то есть процесс индивидуации, просто продолжится дальше". (М.-Л. фон Франц "О снах и смерти")
В данной заметке я ссылалась на работу фон Франц, однако, ее тематика больше о предсмертных сновидениях. Это еще более радикальный опыт и пласт бессознательного. У меня есть примеры таких сновидений, но мне кажется корректнее разделить темы болезни и смерти, поэтому здесь я их не приводила. Если же кто-то из читателей почувствует желание поделиться примерами любых пограничных сновидений, сделать это можно через личные сообщения, чтобы соблюсти необходимую и достаточную конфиденциальность.