Те, кто постоянно читает бизнес-литературу уже давно заметили общую проблему данной сферы: пара дельных идей размазывается на 300-400 страниц текста. Беда еще и в том, что нельзя предугадать на каких конкретно страницах будет наиболее ценная информация. Чтобы её найти, придется читать буквально всю книгу от корки до корки. Коренная причина данной проблемы очевидна. Бизнес-книги выпускают издательские дома, а их прибыли (по крайней мере в прошлом) очень сильно зависели от объема каждого конкретного экземпляра. Так и тянется по старинке требование к авторам: присылаемый на публикацию текст должен содержать не менее 70 тысяч слов. С одной стороны писатели вымучивают из себя эти десятки тысяч слов, растекаясь мыслью по древу, с другой стороны читатели тратят своё время на потребление оплаченного «контента». Потраченное на опусы время писателей не жалко. Они на этом зарабатывают свою копеечку. А вот своё время на порожняк тратить не хочется. А есть ли альтернативы? Конечно есть.
Краткое изложение
Вариант, знакомый с детства. Начиная с пятого класса школьникам задают читать кучу произведений российских классиков на летние каникулы. У меня лично складывалось ощущение, что такую задачу ставили с одной целью - привить ненависть к русской классике с детства. Собственно, в школьные годы я практически все книги читал в кратком изложении. Что это такое? Из книги убирается вся лирика, остается только сухой текст. В зависимости от навыков конспектирования и увлеченности корректора книга сжимается до 2-8 страниц голого текста, который читать всё равно трудно. Такой формат подходит для принятия решения по книге: «стоит читать оригинал или лучше не тратить время».
Аудиокниги
Отлично подходят для прослушивания в пробках или в метро. Также очень ценно для тех, кто часто проводит время в очередях. Но есть у этого формата один серьезный минус. Большая часть населения является «визуалами». Другими словами, для качественного восприятия и запоминания информации им необходимо информацию «рассматривать». К «аудиалам», людям, свободно воспринимающим информацию на слух, относится только 15% населения. Таким образом, аудиокниги хорошо убивают время, но пользы от них не так много, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для большей части населения.
Видеоролики
На Youtube появились отдельные каналы, специализирующиеся на разборе бизнес-книг. Этот формат передачи данных является наиболее информативным, но и у него есть свой минус. Информация в видео-формате передается с определенной скоростью, выбранной автором. Конечно, видео можно замедлить, но это лишь приведёт к более медленному «проговариванию» слов диктором. Что может усложнить восприятие информации еще больше. А ещё, не во всех уголках нашей необъятной Родины интернет работает с достаточной для просмотра видео скоростью. Что до сих пор может быть ограничением в потреблении контента.
А что, если эти варианты не решают проблему?
Я сам долго искал, когда же выйдет что-то принципиально другое. Нашёл. И даже купил. Две книги издательства SmartReading с инфографикой по топовым книгам. Пролистал. Остался недоволен.
Концепция, на мой взгляд, подобрана слишком «жесткая». Каждую книгу здесь пытаются уложить на один лист формата A3. В результате из-за недостатка пространства саммари (согласись, звучит гораздо лучше, чем «конспект») по некоторым книгам недостаточно детализированы. Суть книги теряется. Про цену этих книг писать даже не буду.
Еще в 2017 году у меня была мысль создавать конспекты по бизнес-книгам в формате «слайдоментов». Слайд + документ = слайдомент. Это общепринятый в консалтинге термин, который отделяет слайды консультантов от слайдов, которые делают «нормальные люди».
У всех на слайдах красивая картинка и пара слов, у консультантов графики и три-четыре столбца текста. Тогда я ещё работал в консалтинге и уже успел набить руку в этом ремесле. Результаты каждого реализованного проекта выполнялись в виде стандартной программе PowerPoint (итоговый файл переводился в формат pdf) с определенными выкладками. В такой подаче информации были свои преимущества:
- Огромный объем информации, отображающий результаты работы команды за квартал или даже за полгода сжимался до нескольких десятков страниц;
- В виду использования различных схем и прочих визуальных приемов предлагаемая информация считывалась неосведомленным человеком «с первого взгляда»;
- Заказчики проекта, как правило, топ-менеджеры – люди занятые. Но им требовалось минимальное количество времени для того, чтобы погрузится в детали проекта.
Время шло, а нечто подобное на рынке так и не появлялось. У меня, честно говоря, тоже не было времени для запуска своей идеи в работу. Что уж говорить, за четыре года я успел создать лишь четыре саммари. Было лень разбираться с созданием сайта, искать хостинги и решать вопрос с монетизацией контента. К тому же, человечество за это время окончательно перешло на потребление контента через мобильные телефоны, а разбираться в нюансах бизнеса еще и в этом направлении абсолютно не хотелось. Но теперь у меня появилось время на реализацию проекта. А ещё, наличие площадки Яндекс.Дзен значительно упрощает старт проекта. Конечно, ожидаемые доходы могут быть на порядок, а то и на два порядка ниже, чем если бы я озадачился монетизацией проекта «по уму». Но вопрос финансов уже не стоит так остро, чтобы это стало причиной отложить проект в долгий ящик. Кроме того, в сети вполне официально столько различных вариантов саммари, в том числе "за бесплатно", что тратить силы на монетизацию нет смысла. В конце концов рынок расставит всё по своим местам.
Если проект действительно будет интересен аудитории, я буду публиковать новые саммари ежемесячно. Этого времени вполне достаточно для глубокого изучения новой книги, разработки истории повествования и дальнейшей ее реализации на бумаге.
Хочешь конкретную книгу? Предложи свой вариант в комментариях под этим постом. Кто знает, может быть, твой вариант покажется мне интересным для разработки саммари. Тем более, если этот комментарий поддержат множество читателей моего канала. Только учти несколько ограничений:
- Это должна быть бизнес-литература. Перенести эмоциональные окрасы художественной литературы в формат саммари я еще не научился;
- Книга должна быть средних размеров. Тысячи страниц в формат галереи Яндекс.Дзена, который предполагает размещение не более 10 страниц, без потери смысла я перенести не смогу;
- Книга должна быть опубликована на русском языке. Я хоть и работал в международной консалтинговой организации и говорю на английском языке сносно, но вот за месяц саммари по книге на зарубежном языке сделать физически не успею.
Смотри первые саммари уже на канале.