Баня при Ancien Régime (старом режиме) – понятие неизвестное. Надо признаться – наши предки были грязными. Монте́нь, который считал ванну «здоровым купанием», строго обвинял своих современников в том, что «их конечности покрыты коркой, а поры забиты грязью».
Когда Людовик XIV появился в Зале Зеркал, одетый как бог и покрытый таким количеством бриллиантов, что он гнулся под их весом... он не умылся утром!
В восемнадцатом веке у чистоты не было последователей, и сразу же приходит в голову мысль о том, каким должен был быть этот чудесный Версаль, где каким-то образом собрались вместе десять тысяч человек, для которых мыло и губка были необычными аксессуарами.
Все эти красивые изысканные изделия из дерева сделались липкими из-за контакта с грязными руками; в этих будуарах, которые кажутся храмами любви, витали подозрительные запахи; жильцы этих пышных комнат, вылезая из кроватей, увешанных балдахином с букетами белых перьев, сразу натягивали на себя бриджи и свои маслянистые парики.
Что касается туалетных принадлежностей, то из этого практически ничего не было: за исключением того, что на каком-то захватанном пузатом комоде стоял таз и около него кастрюля с водой.
Итак, чтобы не использовать воду для мытья, поскольку ходили слухи, что это достаточно опасно, многие придворные пользовались сухим туалетом, то есть мыли лицо и руки простой влажной тканью. Чистота проявлялась прежде всего ношением свежего белья, в особенности рубашек. Также необходимо было заботиться о чистоте глаз и зубов.
Запирающиеся (хорошие рубашки стоили баснословных денег) шкафчики в комнатах придворных всегда были заполнены белым бельём, особенно рубашками, и менялись регулярно. Например, Людовик XIV менял рубашки 5 раз на дню. Ради чистоты король в молодости любил принимать речные ванны, он построил ванную комнату в Версальском дворце между 1671 и 1680 годами. Слуги установили ванну на колёсиках в его апартаментах, обслуживали её дежурные офицеры Двора и толпа водовозов. Для приезжих в 1671 году король распорядился открыть общественные бани в городе.
В запутанном лабиринте дворца было еще несколько ванных комнат: у Людовика XV была одна, очаровательная, сохранившаяся до сих пор; Дофин, мадам дю Барри, графиня де Прованс обладали тем же преимуществом, очевидно, зарезервированным для утонченных или, по крайней мере, для очень важных людей. Но другие?
И это пока лишь один из самых маленьких недостатков. Если ванные комнаты или туалеты являлись предметами большой роскоши, то практически у всех были большие кожаные зонтики, которые они открывали, чтобы пересечь дворы и под которыми укрывались от того, что падало из окон.
Но разговор о чистоте в Версальском дворце при почивших в бозе, но от этого не менее часто вспоминаемых потомками Людовиках еще не закончен. Так что, продолжение следует…
Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: