Найти в Дзене

Творчество Валерия Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, историк – по праву считался одним из самых образованных людей своего времени. Писать стихи и рассказы Брюсов начал еще в 8-летнем возрасте. В его архиве сохранились рукописи 1880-х гг. – подражания популярным образцам приключенческой литературы: это истории «из жизни индейцев», авантюрный роман «Куберто, король бандитов», задуманный как продолжение «Графа Монте-Кристо» А. Дюма, фантастическая повесть «На Венеру» - подражание Ж. Верну. К своему совершеннолетию Брюсов знакомится и увлекается творчеством французских символистов, в особенности произведениями Бодлера, Верлена и Малларме. Впоследствии он берет на себя миссию распространения символизма в России, которое именовалось здесь «декадентским». Самые известные произведения В. Брюсова в прозе – исторические романы «Огненный ангел» (1907 г.; о Германии XVI в.) и «Алтарь победы» (1911-1912), повествующий о противостоянии язычества и христианства в Риме
Валерий Брюсов
Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, историк – по праву считался одним из самых образованных людей своего времени.

Писать стихи и рассказы Брюсов начал еще в 8-летнем возрасте. В его архиве сохранились рукописи 1880-х гг. – подражания популярным образцам приключенческой литературы: это истории «из жизни индейцев», авантюрный роман «Куберто, король бандитов», задуманный как продолжение «Графа Монте-Кристо» А. Дюма, фантастическая повесть «На Венеру» - подражание Ж. Верну.

К своему совершеннолетию Брюсов знакомится и увлекается творчеством французских символистов, в особенности произведениями Бодлера, Верлена и Малларме. Впоследствии он берет на себя миссию распространения символизма в России, которое именовалось здесь «декадентским».

Самые известные произведения В. Брюсова в прозе – исторические романы «Огненный ангел» (1907 г.; о Германии XVI в.) и «Алтарь победы» (1911-1912), повествующий о противостоянии язычества и христианства в Риме в IV в. н.э.

Вот что писал о романе «Огненный ангел» критик Сергей Соловьев: «При этой работе Валерий Брюсов не имел предшественников в русской литературе. У Пушкина есть великолепные фрагменты романа из римской жизни, написанные стилем Тацита и Апулея. Но только фрагменты. Выдержать целую повесть в стиле чуждого нам века впервые удалось Валерию Брюсову»;

«Брюсову удалось добиться иллюзии безусловной подлинности повествования: Германия XVI века в его романе – это не условная старина, инкрустированная архаическими реалиями, не эффектная «оперная» историческая декорация, а тщательно и кропотливо воссозданная, достоверная до мельчайших деталей, тонко и проницательно обрисованная панорама минувшей жизни» (советский критик Б.И. Пуришев).

Брюсов интересовался и психологией отношений между мужчиной и женщиной. Этому аспекту посвящен сборник «Ночи и дни» (1913). Как писали критики, автору не удалось отразить глубинные, истинно драматические движения души – их он изображает схематично, не раскрывает полностью. Вместе с тем, читая рассказы «психологического» цикла, вполне можно уловить настроенческую канву, которую пытался передать писатель – это аффективность, надрывность, невозможность выразить глобальность происходящих душевных процессов и их замещение в различных эрзац-вариантах.

Энциклопедические знания, широта интересов, принадлежность к «высшему свету» литературной жизни рубежа веков, колоссальное творческое наследие – все это делает Валерия Брюсова одним из величайших людей своего времени и безусловным классиком отечественной литературы XX столетия.