Найти тему

Доспехи на картине и в жизни. Откуда черпает идеи Аугусто Феррер-Дальмау.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Все, кто сколько-нибудь интересовался военной историей, скорее всего не могли пройти мимо работ испанского художника-гиперреалиста Аугусто Феррер-Дальмау. Мастер специализируется на исторических военных картинах, изображающих различные эпохи испанских вооружённых сил. Его превосходные работы иллюстрируют многочисленные книги, обложки и журналы по истории.

Как отмечают исследователи творчества художника: на картинах Дальмау каждый пейзаж, каждый жест, каждый объект имеют под собой документальную основу и отбираются мастером с тщательной строгостью. Если речь идёт о терциях Фландрии или солдатах «Голубой дивизии» Дальмау ищет материал в библиотеках и музеях, а когда речь заходит о современной войне, он едет на фронт.

Испанский художник Аугусто Феррер-Дальмау в Сирии в сопровождении российских миротворцев. Фото из открытых источников.
Испанский художник Аугусто Феррер-Дальмау в Сирии в сопровождении российских миротворцев. Фото из открытых источников.

Тем интереснее обнаруживать на картинах мастера известные образцы доспехов и вооружения, выставленные в современных музеях. Например, на полотне ниже, изображающем испанского кабальеро первой половины 16 века с большой долей вероятности угадывается конский доспех (бард) баварского барона Панкраца фон Фрейберга и рыцарские доспехи итальянской работы из состава конной группы Музея Метрополитен. (читать тут).

Испанский кабальеро времён Итальянских войн. Художник Аугусто Феррер-Дальмау. Изображение из открытых источников.
Испанский кабальеро времён Итальянских войн. Художник Аугусто Феррер-Дальмау. Изображение из открытых источников.

Панкрац фон Фрейберг был ярким представителем семейства Фрейбергов эпохи Реформации. Несмотря на то, что барон принимал участие в войнах императора Священной римской империи Карла V против Франции, он отметился как последовательный сторонник лютеранской веры. В 1553 г. Фрейберг занял пост придворного маршала при баварском герцоге Альбрехте V. Он командовал военным отрядом и руководил арсеналом. Кроме того, при жизни Фрейберг был известен как предприниматель в области горнодобывающей и металлургической промышленности.

Барон Панкрац фон Фрейберг (1508 - 1565 г.г.) Изображение из открытых источников.
Барон Панкрац фон Фрейберг (1508 - 1565 г.г.) Изображение из открытых источников.

Семейство Фрейбергов принимало активное участие в конфликте католиков с протестантами, благодаря чему сосредоточило в своих исторических резиденциях Гогеншау и Вильденварте большие запасы вооружения, впоследствии превратившиеся в частную коллекцию. С течением времени часть принадлежащих Фрейбергам раритетов была выставлена на продажу. Так, представленный ниже на фото комплект доспехов хранился в оружейной комнате замка Гогеншау вплоть до середины девятнадцатого века. В дальнейшем комплект был приобретён Музеем Метрополитен у последнего владельца князя Евгения Чернина в 1923 г.

Состав конского доспеха (барда). Изображение из открытых источников.
Состав конского доспеха (барда). Изображение из открытых источников.

Но обратимся к довольно узнаваемым конским доспехам, состоящим из шанфрона (намордника), кринета (нашейника), пейтраля (нагрудника) и круппера (накрупника) с текстильным основанием.

Бард датируется 1554 годом, является полным, однородным и уверенно относится специалистами к мастеру Гросшеделю по стилистическим признакам (сходному с другими работами травленому декору). Металлические пластины декорированы по краям и центру вытравленным лиственным узором, трофейным оружием, птицами, животными и насекомыми на зачернённом фоне. На макушке шанфрона установлена пятиконечная медная звезда, изображённая на гербе Фрайбергов. Общий вес конского доспеха составляет 29,69 кг.

Что касается доспеха всадника на картине Дальмау, то возможно, образ навеян фигурами из той же конной группы. Рыцарский доспех (фото ниже) представляет собой комплект, сформированный из оригинальных и созданных заново частей. В нём подлинные элементы итальянского гарнитура датируемого около 1570 г. сочетаются с восстановленными предметами, а также деталями, изготовленными взамен утраченных.

Доспехи всадника и конский бард итальянской работы из собрания Музея Метрополитен. Фото из открытых источников.
Доспехи всадника и конский бард итальянской работы из собрания Музея Метрополитен. Фото из открытых источников.

Кроме того, в качестве образца мог быть использован рыцарский доспех (фото ниже) предположительно миланской работы датируемый примерно 1575 годом. Доспех является частью небольшого гарнитура, включающего элементы, предназначенные для использования в полевых и турнирных условиях.

Доспехи всадника и конский бард итальянской работы (предположительно Милан) из собрания Музея Метрополитен. Фото из открытых источников.
Доспехи всадника и конский бард итальянской работы (предположительно Милан) из собрания Музея Метрополитен. Фото из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.