Локдаун и ограничения из-за пандемии в прошлом году, вынудили вузы экстренно реагировать на изменившиеся условия и вводить удаленное обучение своих студентов. Стали массово появляться инструменты и ресурсы для дистанционного обучения. Все вузы страны по-своему пытались решить эту задачу. Некоторые вузы создавали собственные онлайн курсы по дисциплинам в информационной среде вуза, другие использовали готовые ресурсы передовых вузов страны, имеющих уже свои наработки.
На этом фоне мощную поддержку получили так называемые МООКи - массовые открытые онлайн курсы. Они существовали и до пандемии, как дополнительный инструмент для заочного обучения или альтернативный способ обучение, и занимали небольшую нишу учебных процессов крупных вузов.
Переход на дистанционное обучение, как уже было сказано, дал новый импульс массовым открытым онлайн курсам.
На сегодняшний день практически все именитые топовые вузы имеют большую базу МООКов по широкому спектру дисциплин, причем эта база активно развивается, расширяется и распространяется как перспективный метод получения образования.
Для непросвещённых читателей поясним, что представляет из себя подобный курс МООК. МООК – это набор учебных материалов в виде лекций, содержащих видеоматериалы, презентации по определённой дисциплине в рамках учебного плана. Кроме этого, такой курс включает в себя элементы оценки полученных знаний, т.е. существует возможность проведения тестов, контрольных, промежуточных экзаменов с выставлением баллов или оценок. И все это реализуется дистанционно в режиме онлайн.
Таким образом, МООК уже сегодня является весьма конкурентной альтернативой традиционному способу обучения. Формально, любой вуз может отдать на своеобразный аутсорсинг проведение учебного процесса через МООКи.
И крупные топовые вузы, понимая наличие спроса на такого рода курсы, активно занимаются их продвижением и развитием, включая в них возможность онлайн консультации с преподавателем - автором курса во время изучения материалов, создания внутренних чатов, проведением экзамена с функцией идентификации студента и отслеживанием не списывает ли студент во время экзамена.
Сейчас многие эксперты спорят, будут ли такие курсы пользоваться спросом у самих студентов, и выгодные ли они с точки зрения финансовых затрат для самого вуза.
Текущий опыт показывает, что большинство студентов готовы выбрать учебный курс именитого профессора крупного топового столичного вуза, чем посещать занятия профессора, или чаще молодого аспиранта в своем региональном вузе. Кроме того, делая выбор в пользу «имени», студенты также выбирают комфорт, ведь онлайн курс можно проходить в удобное для тебя время.
Что касается финансовой стороны, то по мнению нашего эксперта в области образования, уже сегодня распространенные дисциплины через МООК будут обходиться значительно дешевле для вуза, чем оплата преподавательского состава по этой дисциплине.
Конечно, полностью перевести обучение на МООК невозможно, особенно для технических специальностей, где есть практические занятия с использованием оборудования, лабораторий. Но даже для таких направлений уже существуют МООКи на теоретическую часть предмета.
Таким образом, в ближайшем будущем региональные высшие учебные заведения могут столкнуться с несколькими волнами сокращения преподавательского состава. Так называемая оптимизация бюджетных затрат.
Региональный вуз будущего может выглядеть так: руководство, небольшой штат технического или учебно-вспомогательного персонала, тьюторы - сотрудники присутствующие при проведения онлайн занятий в аудитории, небольшая часть профессорско-преподавательского состава, которые будут отвечать за проведение лабораторных работ с оборудованием, а также читать какие то уникальные для данного вуза предметы.
Наш прогноз: уже в ближайшем будущем, в нашей стране может появиться разделение: дистанционное образование, в том числе и высшее - доступное для широких масс, а очное образование - очень дорогое и для элиты.
Делитесь ссылкой на эту статью, ставить лайки, подписывайтесь на канал, и ждите новых публикаций!