Приветствую вас, друзья!
Как я и обещал в своём предыдущем рассказе о сносе гостиницы «Останкино», в этот раз я хочу показать вам отснятый в тот же день (1 мая) участок трамвайной линии от кольца «Останкино» до метро «ВДНХ». Давайте гулять и смотреть!
1. Начнём, как я уже писал выше, от кольца «Останкино». Трамвай 17-го маршрута на фоне дворца графов Шереметевых (1792-1798 гг.), который уже много лет всё реставрируют и реставрируют, да никак не могут закончить.
2. Остановка для посадки пассажиров.
3. Здание диспетчерской конечной трамвайной станции «Останкино», построено весной 1945-го года. Из-за левого угла диспетчерской со стороны 1-й Останкинской улицы выглядывает уголок здания легендарной пончиковой, которая существует на этом месте аж с начала 1950-х годов. Вплоть до середины 1990-х представляла собой обычный киоск, а в 1996-м выстроено нынешнее здание, пережившее несколько пожаров. В этой культовой пончиковой неоднократно бывал и я, когда гулял в этих краях в школьные годы. Фото самого здания пончиковой, к сожалению, не вышло.
4. Конечная трамвайная станция «Останкино» открыта в 1923 году вместе с линией от Крестовской заставы (ныне более известной как площадь Рижского вокзала), став первой в Москве линией трамвая, которая была сооружена уже после революции. Первые 30 лет работы линия проходила по современной 1-й Останкинской улице (Изначально называлась Дворцовая улица, по Останкинскому дворцу. В 1922—1928 гг. — Останкинская ул., с 1928 г. — 1-я Останкинская ул. Названа по бывшему подмосковному селу Останкино (с конца XIX в. в черте Москвы), на территории которого находится).
В 1952-1954 годах она была перенесена на параллельную 3-ю Останкинскую улицу, ныне несуществующую, а в середине 1980-х годов её частично отодвинули ещё дальше к улице Академика Королёва, которая и поглотила 3-ю Останкинскую и улицу Большую Кашёнкинскую (отсюда название соседней - Кашёнкин Луг). В наши дни от этой линии остался участок в Останкине, а линия по проспекту Мира от Рижского вокзала до Останкина была разобрана в 1997-99 годах, теперь на её месте идёт дублёр.
В 2002-м года линия временного перекрывалась из-за возведения опор монорельса на участке от пересечения с 1-й Останкинской улицей и Останкинским проездом до кольца. С 15 октября 2002 года трамвай вернулся в Останкино.
5. В настоящее время конечная обслуживает маршруты: № 11 — Останкино – 16-я Парковая улица; № 17 — Останкино – Медведково и № 25 — Останкино – Сокольническая застава. А исторически первым на этом месте появился маршрут № 9 — Лубянская площадь - Останкино (в 1927-м сокращён от Лубянской до Сухаревской площади, затем в 1931-м пущен уже от Курского вокзала, затем в 1935-м сначала сокращён до Покровских ворот, а затем и вовсе отменён. Более подробно об истории этого маршрута можно узнать здесь.
Вторым маршрутом, пришедшим в 1930-м году на это кольцо стал маршрут № 39 — Останкино - площадь Журавлёва, который в 1943-м году ненадолго перебросили из Останкина в Ростокино, затем в 1944-м вновь вернули, но уже с противоположной конечной на Бауманской площади. В 1947-м маршрут был продлён да Политехнического музея, в 1950-м возвращён на Бауманскую площадь, а спустя три года отменён на 10 лет и возрождён уже на том маршруте, который мы все хорошо знаем - метро «Чистые Пруды»- метро «Университет» (Более подробно - здесь).
Третьим и одним из ныне существующих на кольце маршрутов стал 17-й. Это произошло в 1936-м году и маршрут был Останкино- Клиническая площадь. Затем, в 1943-м году вторая конечная была перенесена на Кропоткинскую (ныне - Пречистенские ворота) площадь, которую в 1949-м сменила конечная у Петровских ворот, в 1951-м - Белорусский вокзал, а в 1953-м сначала Пушкинская, а затем Трубная площадь. Вслед за этим маршрут был отменён до 1963-го года, когда его новой конечной вместо Останкина стала ВДНХ (южная), ну а в Останкино он вернулся в год 850-летия Москвы - 1997-м и второй его конечной с тех пор неизменно является Медведково (Более подробно здесь).
6. Следующим маршрутом, продлённым сюда от Комсомольской площади в 1953-м году, стал № 7 — Останкино- Богородское. В 1972-м был изменён на Останкино - Детский санаторий, затем в 1989-м - Останкино - улица Подбельского. В 1992-м вновь стал ходить до Детского санатория, а в 1993-м опять переведён к улице Подбельского, вслед за чем в 1995-м был убран из Останкина на Каланчёвскую улицу и более сюда не вернулся (Более подробно - здесь).
С 1959-го по 1972-й гг. здесь также работал маршрут № 10 Сокольническая застава - Останкино (о его истории более подробно - здесь), который спустя 10 лет после отмены был возрождён уже в Щукино.
Зато в 1972-м году здесь появляется известный нам ныне маршрут № 11 — 16-я Парковая улица - Останкино, продлённый сюда от конечной ВСХВ (северная). С тех пор он так и ходит этим маршрутом с двумя небольшими перерывами: в 1984-1986 его укорачивали от 16-й Парковой до метро «Семёновская» и на короткий период в 2002-м году во время упомянутых работ по сооружению опор для монорельса (Более подробно об истории маршрута - здесь).
Следует также отметить, что в период с 1984-го по 1995-й годы сюда ходил маршрут № 5 — Медведково - Останкино (ранее - Лесная улица (метро «Белорусская»), который в 1995-м был обрезан с другого конца по Ростокино, превратившись по сути во внутрирайонный маршрут (более подробно - здесь), а затем и вовсе отменённый в 1997-м с одновременным возвращением 17-го уже из Медведкова. Таким образом, участок от конечной «Останкино» и по улице Академика Королёва — единственный сохранившийся участок того старомосковского 17-го маршрута, который в 1940-х годах следовал от усадьбы через Белорусско-Балтийский (ныне Белорусский) вокзал аж до станции метро «Кропоткинская»!
7. Ну и, наконец, последним из существующих маршрутов 1 сентября 2013 года здесь был введён 25-й, который стал своего рода реинкарнацией маршрута № 10, действовавшему на этой линии до 1972-го года (перипетии истории 25-го маршрута можно изучить здесь). Только он ходит реже всех, поэтому на фото 17-й.
8. Он же на фото чудесного памятника старорусского зодчества - храма Троицы Живоначальной в Останкине (1677—1692 гг.). Вообще это трамвайное кольцо одно из самых уютных в Москве, на мой взгляд.
9. Выход на маршрут.
10. Общий вид кольца с юга. Оно, как вы уже поняли, имеет три пути для отстоя вагонов.
11. А вот и 25-й следует на кольцо.
12. На фоне Телецентра.
13. Живописная кривая перед выходом на участок вдоль улицы Академика Королёва.
14. Очень уютное место.
15. И зелёное. Просто 1 мая листвы ещё было маловато.
16. На фоне эстакады монорельса. За поворотом напротив Аргуновской улицы они сходятся и идут друг над другом.
17. Всегда нравился этот подэстакадный участок линии. Остановка «Аргуновская улица».
18. Несмотря на всю "техногенность" этого участка, он тоже какой-то уютный, вокруг нет автомобилей, много зелени.
19.
20. Взгляд назад.
21. Прямо над линией расположена станция «Улица Академика Королёва» Московского монорельса. Открыта 20 ноября 2004 года и архитектурно является уникальной в системе по многим параметрам, что обусловлено её местоположением прямо над трамвайными путями на высоте в 12 метров. Это единственная эстакадная станция не с одной островной платформой, а с двумя береговыми длиной 40 метров и шириной по 4,8 метров каждая. Это единственная полностью крытая станция в системе (все остальные станции оборудованы лишь навесом на металлических колоннах).
Также уникальной является система входа на станцию: кассово-турникетный вестибюль расположен не на уровне земли, а над платформами, на третьем уровне станционного комплекса. Вход на станцию осуществляется через крытый эскалаторно-лестничный наклон, оборудованный двумя линиями сдвоенных эскалаторов и ведущий сразу на третий уровень вестибюля, после чего пассажиры по двум лестницам спускаются в западный торец второго платформенного уровня. Точно также осуществляется и выход со станции. В восточном торце станции оборудован трёхуровневый лифт для удобства маломобильных граждан. Архитекторы: В. С. Волович и Н. И. Шумаков.
22. Благодаря станции и эстакаде, здесь в солнечные дни можно наблюдать красивую игру света и тени.
23. После станции у обеих линий идёт кривая влево, а затем эстакада и трамвайные пути пересекают 6-й Останкинский переулок.
24. Взгляд назад. Прямо рядом со станцией монорельса у трамвая также имеется остановка «Улица Цандера». Таким образом, здесь образуется вот такой своеобразный ТПУ. Правда, монорельс сейчас ходит куда реже трамвая...
25. Красивая кривая.
26. Встречный.
27. 6-й Останкинский переулок. Хотел в этом месте поймать трамвай вместе с составом монорельса, но час ожидания так и не принёс результатов. Либо одно, либо другое. Я плюнул и решил попытать счастья дальше.
28. Трамвай и ЭТО.
29. Пожалуй, участок между 6-м Останкинским переулком и Останкинским проездом - самый живописный на всём протяжении совместного хода трамвая и монорельса за счёт того, что он пролегает через сквер им. Сергея Королёва, где, кстати, расположен и мемориальный дом-музей академика, в котором с 1959 по 1966 г. он жил и работал.
30.
31. Взгляд назад.
32. Подходим к Останкинскому проезду.
33. Ещё один взгляд назад. Остановка «ВДНХ (южная)». Очень уютно.
34. Пересекли проезд, вид обратно в сторону сквера. Здесь монорельс и пути трамвая расходятся, монорельс остаётся правее за кадром.
35. Отличное место для съёмки трамваев. В кадре и станция «Выставочный центр» монорельса, и "Рабочий и колхозница", и даже махина ЖК "Триколор" здесь смотрится более-менее уместно.
36.
37. С зумом.
38. Трамвайное движение ну очень оживлённое! Пока мой друг отправился перекусить, я стоял и ждал, когда представится возможность снять трамвай в одном кадре с монорельсовым составом.
39. Наконец со стороны сквера на эстакаде показался состав.
40. И кадр наконец удался! Сразу аж с тремя видами электротранспорта. Жаль, что без троллейбуса... Впрочем, когда он на ВДНХ был, то его разворотный круг был левее за кадром и тут бы он в кадр всё равно не попал.
41. Ещё один совместный кадр уже без электробуса, который уехал заряжаться.
42. Остановка «Метро „ВДНХ“».
43. Дальнейший участок я решил отложить на потом и как-нибудь обязательно поснимаю. Ну, а мы с другом решили прокатиться на монорельсе раз уж оказались рядом и погулять в Бутырском и Тимирязевском районах. Но это уже совсем другая история...
...которую вы можете прочитать уже в следующей статье. А на сегодня всё. Надеюсь, что было познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!