Автор: nekojiru.
15 августа в Москве установили “Большую глину №4” Урса Фишера и соцсети взорвались ядовитыми комментариями. Конечно, направление обывательской мысли понятно, плоско и однозначно. Но, воспользовавшись данным новостным поводом, хочется поговорить о феномене тоталитарного искусства и его отличительных чертах.
Тот-арт, сокращение от термина “тоталитарное искусство”, появился в искусствознании благодаря Игорю Голомштоку. В его труде, опубликованном в 1994 году, показан механизм взаимодействия режима и культуры, его влияния на культуру.
Важно понимать, что ни модернизм, ни тот-арт сами по себе не могут иметь никакой оценочной характеристики. Рассуждать об искусстве с позиции хорошо/плохо глупое занятие. На качество произведения в первую очередь влияет мастерство его создателя, а таковых было немало и среди модернистов, и среди неоклассицистов.
Основа любого модернистского направления - это свобода творческого самовыражения. В импрессионизме, футуризме, авангардизме или дадаизме сами творцы решали, что и как изображать, какой концепции придерживаться. Тоталитарное искусство стало основой пропаганды режима и имело четкие идеологические рамки.
Если творцу интересен эксперимент, то ему точно не место в тоталитарном государстве. Потому что нельзя “расшатывать лодку” и т.д. На службе у диктаторов всех мастей оказался классицизм, точнее неоклассицизм. Простой, понятный, предсказуемый. Чистота линий, прямолинейность высказывания.
Конечно, стоит упомянуть, что и творцы не отличались политической беспристрастностью. Яркий пример - Маяковский. Идея сломать все старое и построить все новое - идея как раз авангардистская. Этой мысли придерживаться легко и полезно в процессе революционных преобразований, но когда цель достигнута и главной задачей становится удержание власти, требуется искусство консервативное.
“...партия и государство производят окончательный выбор и делают ставку на то художественное направление, которое впоследствии под именем социалистического реализма или искусства национал-социализма обретет официальное положение в государствах тоталитарного типа.” Игорь Голомшток, “Тоталитарное искусство”.
Этот выбор был сделан не только и не столько благодаря личным предпочтениям того или иного лидера, а скорее благодаря простоте восприятия подобного искусства. Неискушенный зритель любит, чтобы было понятно и красиво, а когда нужно - величественно и помпезно.
Кстати, сразу оговорюсь, что понятно и красиво, а уж тем более величественно и помпезно, может любить любой зритель, но неискушенный любит только такое.
Вернемся к “Большой глине №4”. Этот арт-объект какое-то время пожил в Нью-Йорке, какое-то время во Флоренции, а теперь какое-то время поживет в Москве. Такая кочующая инсталляция. Установлена она была за средства частного фонда V–A–C и приурочена к открытию музея современного искусства “ГЭС-2”. Благодаря шумихе, поднятой в соцсетях, об этом событии написали не только специализированные СМИ.
Провокация, идейная наполненность, сильные эмоции - это все есть в работе Урса Фишера, а значит, нравится это большинству или не нравится, “Большая глина №4” является предметом искусства.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также: