В представлении многих россиян, особенно старшего возраста, тема жилья тесно связана с коммунизмом. А виноват в этом Никита Сергеевич Хрущев: это он пообещал обеспечить все советские семьи отдельными квартирами к 1980 году и аккурат к этому же сроку построить в СССР коммунизм. Не получилось ни то, ни другое. Но он хотя бы попытался.
Конечно, дело было не в коммунизме. Большая часть населения крупных городов СССР времен Хрущева жила в коммуналках. После Второй мировой войны страна была разрушена, нужно было обеспечить народ-победитель нормальными условиями жизни. Кроме того, стремительно менялся уклад жизни советского человека: люди бежали из деревни в города, где требовалось все больше рук, чтобы поднимать тяжелую и легкую промышленность.
До Второй мировой в городах РСФСР проживало 11 млн человек, а к началу 1950-х численность городского населения превысила 40 млн. Миллионы горожан обитали в аварийных домах, подвалах, бараках — дефицит жилья превратился в серьезную социальную проблему.
Вот и придумали строить типовые дома по единым для всей страны проектам, лишь немного меняя их в соответствии с климатическими, геологическими и национально-культурными условиями. Это очень удобно:
время на составление проекта для каждого конкретного дома сокращалось буквально до пары недель, ведь нужно было лишь немного подкорректировать типовой вариант под конкретные условия.
Что еще важнее — сокращалась стоимость реализации таких проектов. Их разрабатывали без архитектурных излишеств: все эти колонны, фонтанчики, башенки, которыми изобиловали жилые дома времен Сталина, оказались совершенно ни к чему. При Хрущеве — только хардкор, только голая функциональность. Площадь квартир сводилась к минимуму.
Народные стройки домов для народа
Широкое распространение по всей стране получили народные стройки, зародившиеся в индустриальной Горьковской, а ныне Нижегородской области. На таких стройках рабочие заводов сами строили себе дома: днем стояли у станка, а вечером складывали кирпичи на стройплощадке. Получалось не очень качественно, не очень быстро, а главное — не сильно дешево. Так жилищную проблему быстро не решить, понимало советское правительство, требовался технологический прорыв.
Решение пришло из-за границы: панельное домостроение, придуманное, как считается, французским архитектором Ле Корбюзье еще в 1930-х. Крупные блоки для дома можно изготовить на специальной фабрике, а на стройплощадке, соединив блоки сваркой, а не раствором, собрать из них дом. В середине 1950-х Советский союз начинает массово возводить по всей стране сотни домостроительных комбинатов (ДСК), которые должны выпускать крупные блоки для типовых зданий.
Одновременно с этим Академия строительства и архитектуры СССР проводит всесоюзный конкурс на проекты новых индустриальных домов. В то время они все должны быть исключительно прямоугольными, без балконов и лоджий, с упрощенной конструкцией сопряжений стеновых панелей.
Дома от предка «мумий тролля»
Важную роль в осуществлении идеи Хрущева сыграл энтузиаст панельного домостроения, инженер-конструктор столичного Архитектурно-планировочного управления Виталий Лагутенко. Он создал несколько серий типового массового жилья, которыми впоследствии застраивалась вся страна. А в народе эти дома прозвали хрущевками.
Развитие индустриального домостроения заставило пересмотреть нормативные требования к жилью.
В начале 1958 года вступили в силу новые нормативы: минимальная площадь кухонь уменьшена с 7 до 4,5 м2; разрешено устройство объединенных санитарных узлов в квартирах с жилой площадью до 45 м2; высота потолков снижена до 2,5 м.
Миллионы одинаковых квартир
Технологический прорыв, позволивший сократить себестоимость строительства на 14%, привел к удвоению ввода жилья в 1960-х. Почти 60 млн советских граждан стали счастливыми обладателями отдельных квартир в хрущевках в первое десятилетие индустриального домостроения. Проект К-7 стал самым массовым. Позже начали строить серии II-32, 1-335, 1605-АМ/5, 1-МГ-300, 1-447 и множество других. Их старались сделать комфортней, хотя концептуально последующие серии не отличались от самой первой. Срок эксплуатации домов первоначально ограничивался 25 годами, потом его увеличили до 50 лет. А по факту многие из них стоят по сей день.
К концу 1960-х хрущевки морально устарели. Им на смену пришли брежневки: панельные 9-12-этажные дома с более удобными планировками, техническим этажом, лифтом. Впрочем, хрущевки продолжали строить вплоть до середины 1980-х, а жилья все еще не хватало.
Современное массовое домостроение недалеко ушло от индустриального жилищного строительства советских времен. Даже серии зачастую используются те же, только более комфортабельные, усовершенствованные в соответствии с современными требованиями. Однако суть такого жилья остается та же: унификация, отсутствие разнообразия, неспособность быстро меняться в зависимости от потребностей рынка. Поэтому массовое индустриальное жилье по-прежнему относят к категории эконом-класса.
Источники фото: pastvu.com, ussr.totalarch.com, realty.rbc.ru, apb1.ru, wikimapia.org, планировкаквартир.рф.