Найти тему
Nice advice

Выставка гравюр Альбрехта Дюрера в Историческом музее

В Государственном историческом музее в Москве сейчас проходит выставка гравюр Альбрехта Дюрера.

Так совпало, что я буквально пару недель назад прослушала лекцию Ильи Доронченкова на “Арзамасе” о другой выставке гравюр Дюрера, проходившей двумя годами ранее в Вене. Кстати, всем, кто интересуется искусством, даже (особенно) на любительском уровне очень рекомендую эти лекции, оставлю ссылку в конце статьи. Не реклама, просто это правда интересно.

Стыдно сказать, но до этого я не знала (либо, мне приятнее в это верить, знала, но напрочь забыла), что из себя представляют эти гравюры. А гравюры эти - изображения, вырезанные на деревянном или медном листе, с которого потом делается оттиск на бумагу. Оттисков таких с одного штампа можно делать очень много, а потому именно гравюры принесли в 15 в искусство в массы. А именно Дюрер возвел создание гравюр до уровня искусства (до тех пор оно считалось просто ремеслом).

Альбрехт Дюрер, "Вавилонская блудница" из серии "Апокалипсис"
Альбрехт Дюрер, "Вавилонская блудница" из серии "Апокалипсис"

Вообще, Альбрехт Дюрер - не только гравер, но и живописец, и график, творивший в 15 в в немецком Нюрнберге. Но сейчас в Историческом музее проходит именно выставка гравюр, привезенных из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии.

-3

Выставка приятно оформлена, она представляет из себя несколько залов, каждый своего цвета, каждый для своего этапа творчества художника.

-4

Самые известные и, действительно, самые притягивающие взгляд, это гравюры, называемые Мастерскими (ударение на а): “Рыцарь, Смерть и Дьявол”, “Святой Иероним в келье” и “Меланхолия”.

“Рыцарь, Смерть и Дьявол” лично меня больше всего заинтересовала огромным количеством деталей, которые можно рассматривать очень долго, а еще непривычным для современного человека изображением дьявола.

Альбрехт Дюрер, "Рыцарь, Смерть и Дьявол". Смерть стоит по правую руку от рыцаря, дьявол позади.
Альбрехт Дюрер, "Рыцарь, Смерть и Дьявол". Смерть стоит по правую руку от рыцаря, дьявол позади.

“Меланхолия” запомнилась настроением, а “Святой Иероним в келье” - светом. Просто удивительно, как гравюрой можно передать вот это, действительно, ощущение света и сияния - ведь это только отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на дереве… Признаться, это так и осталось для меня загадкой, но впечатление произвело сильное.

Альбрехт Дюрер, "Святой Иероним в келье"
Альбрехт Дюрер, "Святой Иероним в келье"

И да, в коллекции есть разные отпечатки сделанные с одной и той же гравюры, а также копии других мастеров, сделанные с произведений Альбрехта Дюрера - очень интересно сравнить!

Справа оригинал, Альбрехт Дюрер, "Рождество Христово". Слева копия, Иеронимус Хопфер, "Рождество Христово".
Справа оригинал, Альбрехт Дюрер, "Рождество Христово". Слева копия, Иеронимус Хопфер, "Рождество Христово".

В общем, рекомендую посетить выставку, если успеете, а если нет, то вот ссылка на подкаст “Арзамаса”:

https://arzamas.academy/radio/announcements/durer

И их же статья о выставке как раз в Историческом музее:

https://arzamas.academy/mag/971-durer