Алексей Григорьевич Яворский
День Авиации был утвержден в Советском Союзе ровно 100 лет назад — 18 августа 1921 года.
И именно в этот же день родилась Лидия Литвяк, чем она очень и очень гордилась.
Вчера 18 августа, в центре села Дмитровка, где она покоится в братской могиле, был открыт её бюст, как дар руководителя проекта «Аллея Российской славы» Михаила Леонидовича Сердюкова.
Информация об этом 18.08.21г. размещена на донецком телеканале ОПЛОТ ТВ в вечерних новостях. Здорово, но, конечно — не без шероховатостей:
— диктор назвал, что она сбила лично 12 самолетов противника и 4 — в группе. А правильно — 11 самолетов и аэростат-корректировщик (который был очень важной и сложной целью, его очень плотно прикрывали зенитки и истребители, так Лидия атаковала его с тактической хитростью — далеко и в стороне залетела довольно глубоко на территорию занятую врагом и атаковала аэростат с большой высоты со стороны Солнца, которое слепило врага, сбила его с первой атаки, за что была награждена орденом Красного Знамени),
— диктор сказал, что останки Лидии опознали по двум косичкам, но это же не так, Вы это хорошо знаете… — ее захоронение разыскала со своими учениками-поисковиками учительница школы Красного Луча Луганской области Валентина Ивановна Ващенко, которая добилась эксгумации и проведения экспертизы, подтвердившей, что это были останки Лидии Литвяк. Это и послужило основным аргументом в решении вопроса присвоения ей звания Героя Советского Союза (посмертно),
— диктор сказал, что прозвучали песни военных лет… а звучит послевоенная «Песенка шофера» … Конечно, молодежь все это воспримет как истину, но нашему поколению это ухо режет… Согласитесь, что как бы здорово на этой церемонии прозвучала песня о Лидии, созданная и исполненная в «Красном Луче» … (прикрепляю в исполнении солистки и гимназии им. Героя Советского Союза Л.В.Литвяк: https://mail.google.com/mail/u/0?ui=2&ik=b861df2f1d&attid=0.3&permmsgid=msg-f:1708556783564826459&th=17b60357a2f7275b&view=att&disp=safe),
— порядок всей церемонии открытия руководители из Донецка держали в тайне… это, в соответствии с ситуацией, для предотвращения возможных диверсий всем понятно. Но, если бы все же приоткрыли эту тайну Главе поселения Дмитровки Тамаре Магомедовне, то этих «ляпов» бы не было. И было бы не лишним в этом репортаже услышать от той же Тамары Магомедовны — на скольких братских могилах и захоронениях погибших воинов (которыми так изобилует земля Донбасса) в боях в дни Великой Отечественной войны за эту весну было выполнено ремонтно-косметических работ жителями Дмитровки…
Помню, как однажды (мне было тогда года четыре или пять), отец повез меня на велосипеде на полевой аэродром за Яготином. Туда на День Авиации (а тогда его праздновали именно18 августа) прилетели несколько самолетов У-2 (с 1943 года их начали именовать По-2 – по имени конструктора Поликарпова), с них прыгали парашютисты. Очень запомнилось необычное - один парашютист спускался на двух парашютах т.е. по какой-то причине выпустил и запасной. Мы подошли к одному самолету, и отец рассказал летчику, что в 1941 году учился в Роганском летном училище, где летал на Р-5 и СБ, спросил можно ли ему подняться в воздух. Хорошо помню, как летчик взял сухую веточку дерева и воткнув её в горловину топливного бака, таким старым дедовским способом проверил остаток бензина, результатом остался доволен и решил взять отца с собой в полет.
Отец сел в заднюю открытую кабину, самолет взлетел и сделал полет по кругу над аэродромом и Яготином.
Я удивился тому, что в хвосте самолета внизу торчит железный костыль, который при рулении тащился по грунту, оставляя на земле борозду. Но такова конструкция этого самолета.
А какими глазами я смотрел и на самолет, и на отца!.. А сам прямо-таки заболел небом, причем – неизлечимо и на всю жизнь. После этого совсем по-другому стал смотреть на небо, все искал там самолеты, торжествовал, когда находил. Много раз видел, как самолеты на тросах тянули за собой планеры. И где-то вскоре после этого произошел следующий забавный случай. Одна очень дальняя родственница (как говорят – «седьмая вода на киселе») соседская бабушка Ульяна Афанасьевна Яворская (её сын Лёня был летчиком и погиб на фронте) спросила меня: «Вот я тебя и кашкой кормила, и сказочку про курочку рябу рассказывала, и спать укладывала, а что же мне за это будет, когда ты вырастешь?» «Не бойся, бабушка, когда я вырасту – стану летчиком и тебя на самолете покатаю». «А как же ты меня покатаешь?» «Сяду в самолет, к хвосту самолета привяжу веревку и тебя, бабушка, этой веревкой за шею, полетишь за мной как планер…». Бабушка смеялась до слез, потом, как пришли родители, попросила меня все это и для них повторить.
(Потом, через годы, когда уже летал с училище на Л-29 и МиГ-17, и в полку на сверхзвуковом истребителе Су-9, во время очередных застолий родственников по случаю моего приезда в отпуск, Ульяна Афанасьева дважды после чарочек, которые она, несмотря на весьма преклонный возраст, не отодвигала, вспоминала и спрашивала, как мне летается и что она все ждет обещанного катания на самолете, что для этого она в сарае специально хорошую веревку приберегла… Я дважды катал её: – курсантом – в коляске мотоцикла К-750, а потом – старшим лейтенантом – на отцовских «Жигулях». При этом сказал, что представьте, что скорость не 100 км/час, а 2 тысячи км/час, а ещё, что высота над землей не 20 сантиметров, а 20 километров. Бабушка после этих «покатушек» со всей серьезностью сказала, что освобождает меня от данного обещания, т.к. считает, что оно выполнено).
И ещё — воспоминания о 19 августа, а точнее — об участнике ГКЧП последнем Маршале Советского Союза Д.Т.Язове
Близились выборы депутатов в Верховные Советы СССР и республик, состоявшиеся 26 марта 1989 года. Группа войск в Германии была в юрисдикции РСФСР и выбирала народных депутатов и СССР, и этой республики. Нашим избирателям предложили избрать депутатом Верховного Совета СССР выдвинутого в Туле начальника политуправления ГСВГ генерал-полковника Моисеева. А депутатом Верховного Совета РСФСР – начальника политуправления нашей 16-й воздушной армии генерала Бондаренко. Организованная разъяснительно-агитационная работа среди избирателей принесла свои плоды – избиратели практически почти единогласно отдали свои голоса за этих кандидатов. Вскоре после выборов в армию на заседание Военного Совета прибыл начальник политуправления группы войск генерал-полковник Н.А. Моисеев и поблагодарил всех командиров и политработников за то, что избиратели армии отдали свои голоса за его кандидатуру. Спросил, есть ли к нему вопросы. Все скромно промолчали, А я. немного помедлив, поднял руку, встал и назвав себя – начальник политического отдела 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков, проинформировал народного депутата СССР о известном всему летному составу приказе Министра Обороны, согласно которого, одному летчику, катапультировавшемуся с самолета МиГ-25, в соответствии с решением суда военного трибунала, предстояло выплатить государству за разбившийся самолет 14 тысяч советских рублей (!), что естественно, было для него абсолютно неподъемной суммой. (Я сейчас уже и не помню его фамилии, если кто-то из читателей поможет мне уточнить его фамилию – буду премного благодарен). Доложил, что летчики нашей 105-й авиационной дивизии выступили с инициативой – всем летчикам внести, для погашения этого долга летчика государству, по своему месячному окладу. И что эту инициативу поддерживают летчики других дивизий, полков и отдельных эскадрилий армии, весь этот долг этого летчика государству в самое ближайшее время будет полностью погашен. Но речь не об этом. В последнее время уже поступило несколько шифровок о летных происшествиях, когда летчики в создавшихся аварийных ситуациях, после получения приказа от руководителя полетов на катапультирование, вместо его выполнения, в падающем и уже даже не управляемом самолете, вместо выполнения команды на катапультирование, задают вопрос, а всё ли они сделали для спасения самолета? Получается, что этим приказом Министра Обороны, летчики, в создавшихся аварийных ситуациях страхом угрозы возможной выплаты государству денег за утерянный самолет, просто загоняются в землю. Прошу Вас, как Депутата Верховного Совета СССР, разобраться с этим серьезным и очень важным для летчиков вопросом…
Это было просто НЕЧТО! Полковник, начальник политического отдела авиационной дивизии замахнулся на приказ самого Министра Обороны! Да не просто замахнулся, а на таком большом армейском форуме во всеуслышание усомнился в его справедливости и аргументированно заявил об этом. Я, конечно же, заранее к этому вопросу не готовился, но он был у меня на уме, я его проговаривал и с летчиками управления дивизии, и с летчиками полков. Был уверен в справедливости и необходимости постановки этого вопроса и не побоялся его поставить. Было обидно и непонятно, что и начальник Главного Политического управления Советской Армии, и Главком ВВС с начальником политуправления ВВС, и командующие воздушных армий со своими начальниками политуправлений по этому приказу Министра почему-то стыдливо или скромно промолчали. Приказы в Советской Армии, в соответствии с Уставом, не обсуждаются, а выполняются. Правда, с этим вопросом я обратился не как к должностному лицу-военачальнику, а как к избранному нами народному Депутату Верховного СССР. Он внимательно выслушал, потом записал себе суть вопроса, пообещал обязательно разобраться, а результаты нам довести. После окончания встречи мне сразу высказали поддержку и одобрение многие и командиры, и политработники. Никаких репрессивных мер со стороны руководства армии и группы ко мне предпринято также не было. А где-то через месяца полтора, шифровкой пришел новый приказ Министра Обороны Д.Т.Язова, которым Министр отменил тот свой приказ о выплате летчиком государству 14 тысяч рублей за самолет. Молодец народный депутат СССР Н.А. Моисеев, сдержал свое слово! Представляю, как же непросто было ему добиться отмены того приказа самого Министра Обороны и как это было Министру Дмитрию Тимофеевичу Язову подписать приказ об отмене своего же предыдущего…
И, как я узнал после размещения этой информации 25 февраля 2020 года, в день, когда последний Маршал Советского Союза ушел из жизни, в интернете, он тогда ещё уволил двух финансистов, которые подсунули ему на подпись тот приказ о вычете денег за разбившийся самолет с летчика. Молодец Маршал Язов! Справедливость восторжествовала. Мне было очень и очень приятно… В годы службы в 9-м гв. иап (1977-84г.г.) неоднократно встречался с командующим Средне-Азиатским военным округом, тогда ещё генерал-полковником Д.Т.Язовым на военных советах округа, ВВС САВО, а также в нашем гарнизоне Андижан, где несколько раз с командиром авиаполка обедали с ним за одним столом в нашей летной столовой. Исключительно грамотный и эрудированный военноначальник. Не стесняясь, побывал во всех семи расположенных в горах Памира ротах 32-го Памирского радиолокационного полка (некоторые были на высоте 3900 метров над уровнем моря, а один из перевалов дороги Ак-Байтал находился на 4655 метров), хотя при этом его вынуждено сопровождали медики с кислородом в баллонах.