Монета с собственным именем
За долгие века существования цивилизации в мире было отчеканено много разных монет. Они изготавливались из разных металлов, имели разные формы и размеры. На них наносили рисунки, портреты и тексты. Некоторые монеты – яркие произведения искусства, другие – ничем не примечательные кусочки металла, но для историков и коллекционеров и те и другие важны и ценны.
Некоторые монеты получили широкую известность у себя на родине и в других странах, а часть из них история удостоила даже собственными именами, под которыми о них знают не только специалисты и коллекционеры, но и граждане, далекие от нумизматики.
Монеты, имеющие свои собственные имена, в мире встречаются нечасто. Они, как правило, имеют свою историю, большой тираж, широкое географическое распространение, иногда финансовую, но чаще только историческую ценность. Каждый коллекционер, какой бы ни была тема его нумизматического собрания, стремится иметь в своей коллекции такие знаменитые, пусть и довольно распространенные монеты.
Одна из таких монет с мировым персональным именем - «талер Марии Терезии», крупная серебряная монета с портретом Марии Терезии, императрицы Австрийской империи, на одной стороне, и красивым рисунком герба страны со щитом и коронами - на другой. На монете указан год чеканки - 1780, но не все так просто. Да, ее начали чеканить в 1780 году, но продолжают это делать до сих пор.
Под портретом императрицы стоят буквы S.F. - инициалы двух чиновников Венского монетного двора времен чеканки первой такой монеты, но наличие или отсутствие их совершенно не дает оснований считать, что монета отчеканена именно на этом монетном дворе. Монету в разные годы чеканили на монетных дворах в Праге, Милане, Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и даже Бомбее.
Территория применения монеты совсем не ограничена территорией Австрийской империи, она гораздо шире.
Впервые я увидел талер Марии Терезии, причем сразу несколько, в середине шестидесятых годов на западной Украине. В музее народного искусства в древнем польском городе Коломыя, на стенде с традиционной гуцульской одеждой, на женском наряде висела в качестве украшений целая гирлянда различных талеров, среди которых были и талеры Марии Терезии. Все эти монеты имели аккуратно припаянные ушки -«дукачи», и потому легко крепились между собой в гирлянду и вешались на шею, как бусы. Для гуцулов в Карпатах такие монеты были не диковинкой, а просто реальными деньгами из повседневного денежного оборота, поскольку эта часть современной Украины долгие годы входила в состав то Австрийской империи, то Австро-Венгерской империи.
В мою коллекцию такая монета попала позже. И доставшийся мне талер был не с Карпат, а из далекой Африки.
История чеканки талера
Талеры Марии Терезии чеканились в Австрийской империи на монетном дворе Вены с 1741 года. Чеканка продолжалась все время правления императрицы, и талер имел несколько вариантов портрета и оформления монетного поля. За годы чеканки внешний вид монет несколько раз менялся; творчество художников и монетных мастеров завершилось окончательно сформировавшимся нумизматическим шедевром. Именно последняя монета этой серии стала знаменитым талером Марии Терезии, датированным 1780 годом - годом кончины австрийской императрицы. В итоге получилась посмертная монета с замороженной датой.
Царствование Марии Терезии – время Просвещения и активных реформ в Австрийской империи. Мария Терезия входит в число представителей династии, пользовавшихся у своих сограждан наибольшей прижизненной популярностью во время своего правления и ностальгической любовью после кончины. Среди ее шестнадцати детей - два императора, Иосиф II и Леопольд II, а также французская королева Мария-Антуанетта и королева Сицилии Мария-Каролина.
На монетном поле аверса надпись на латинском языке: «M. THERESIA D. G. R. IMP. HU. BO. REG.» Надпись на реверсе: «ARCHID. AVST. DUX BURG. CO. TYR. 1780 X» (на первых выпусках - «AUST»). Это аббревиатура фразы: «Maria Theresia, Dei Gratia Romanorum Imperatrix, Hungariae Bohemiaeque Regina, Archidux Austriae, Dux Burgundiae, Comes Tyrolis. 1780 X», что переводится как «Мария Терезия, милостью Божией, императрица римлян, королева Венгрии и Богемии, эрцгерцогиня Австрии, герцогиня Бургундии, графиня Тироля. 1780». Знак «X» фактически является Андреевским крестом и появился после 1750 года, обозначая правление Марии Терезии австрийскими Нидерландами.
Прекрасно оформленный выступающими буквами гурт монеты по тем временам был технической новинкой, значительно затрудняющей подделку. На гурте читается девиз ее царствования: «Iustitia et Clementia», что значит «Справедливость и милосердие».
Первоначально эта монета предназначалась для внутригосударственного использования, но благодаря своим внешним данным и высокому содержанию серебра - 23,386 грамма при общем весе монеты 27,78 граммов (монета чеканилась из серебра 833 пробы) она стала привлекательной и за границами государства.
Новый тип гурта с выступающей надписью производил сильное впечатление у каждого. Нанесение на монету такого выступающего гурта было новой, по тем временам технически сложной операцией, надежно защищавшей ее от обрезания по кругу, а также значительно усложнявшей подделку. Такие технологические особенности талера, красота его оформления, качество чеканки портрета позволили талеру стать ведущей монетой центральной Европы и всего средиземноморского региона, а в дальнейшем претендовать и на роль мировых денег своего времени.
Сформировавшейся популярностью монеты за границей Австрийской империи не упустила возможность воспользоваться страна-производитель, продолжив наращивать объемы чеканки талеров на нескольких монетных дворах самой империи, следя за неизменной пробой и весом серебра. Талер чеканили в Гюнцбурге, Галле, Карлсбурге, Кремнице, Милане, Праге, Венеции и Вене..
Распространение монеты
И внешняя привлекательность, и неснижаемое качество чеканки обеспечивали талеру Марии Терезии прочное место в Европейской и мировой торговле. Монету чеканили и продавали за границу, что было намного выгодней, чем продавать за границу серебро. Так монеты поступали в большом количестве в европейские страны, расположенные на побережье Средиземного моря, и в английские колонии в Северной Америке. Там талер сначала использовался для обслуживания крупных торговых операций, а затем стал проникать в денежный оборот суверенных государств в качестве признаваемого местным населением платежного средства.
Дальше – больше. Правительство Австрийской империи стало продавать за границу не только серебряные монеты, но и право на чеканку талеров, но только на специальном оборудовании, изготовленном на монетном дворе в Вене, то есть продавали, как сказали бы сегодня, «лицензию на право изготавливать товар по технологии Венского монетного двора».
Опыт, полученный Венским монетным двором при изготовлении оборудования и оснастки для чеканки идентичных талеров Марии Терезии на разных монетных дворах империи, пригодился. Теперь такое оборудование и оснастку мог приобрести и заграничный покупатель, главное, чтобы у него были для этого деньги и эта монета была ему интересна. Причина возникновения такого покупательского интереса продавцов мало волновала, но, без сомнения, радовала. Купить лицензию нашлось немало желающих как в девятнадцатом, так и в двадцатом веках. Монету стали массово чеканить на различных монетных дворах мира.
Есть сведения, что в период с 1751 по 2000 год в мире было отчеканено около 389 миллионов талеров Марии Терезии. Перечисленные выше разные монетные дворы помечали отчеканенные ими монеты, внося незначительные отличия в Андреевский крест или символ цветка, похожий на «X», в верхней левой части реверса монеты; также мелкие, почти незаметные изменения вносились в форму герба и портрет императрицы. На некоторых монетах отсутствуют буквы SF. В интернете есть сайты, на которых коллекционеры, увлеченные собирательством талеров Марии Терезии по разновидностям, выложили таблицы, отражающих детальные отличия монет чеканки разных монетных дворов, позволяющие определить приблизительно реальный год чеканки.[1]
По утверждению австрийских специалистов по талеру Марии Терезии, реальных монет, отчеканенных в 1780 году, на сегодня в музеях мира известно всего две. Все остальные монеты, существующие в наши дни, были отчеканены позже.
Применение талеров за границей Австрийской империи
Талер Марии Терезии был одной из первых монет, обращавшихся в США. До него в тринадцати первых колониях Англии на Американском континенте были популярны нидерландские даальдеры и серебряные испанские монеты номиналом восемь реалов.
В странах Европы в начале XIX века существовала практика оплачивать крупные торговые сделки талерами Марии Терезии. Не надо было вникать в особенности национальных традиций чеканки серебряных монет и пытаться синхронизировать их покупательную способность. Для национальных денежных систем Европы талер выступал эталоном, оказывая на них сильное воздействие внешним оформлением монеты и неизменностью содержания серебра.
Есть сведения, что разными монетными дворами мира только в 1925 году было отчеканено пятнадцать миллионов талеров. Талер в это время был наиболее распространенной монетой в арабских странах и Эфиопии, он в стал главной торговой монетой Леванта (французский мандат на управление Сирией и Ливаном, действовавший с 1920 по 1946 год, называл данные государства Левантийскими), из-за чего его в тот период даже стали называть левантийским талером. В Африке и Леванте население принимало в оплату только те монеты, которые имели четкую надпись на гурте, четкое изображение семи жемчужин в короне и девяти жемчужин в броши (застежке), а также буквы S.P. под изображением императрицы. Кроме того, монета должна была быть без блеска, то есть быть потертой, что говорило о ее нахождении в реальном денежном обороте и подтверждало, что она старого выпуска. Бедуины Аравийского полуострова широко использовали талер Марии Терезии не только как товар, деньги и весовую единицу, но и в качестве украшения, как это делали гуцулы в Карпатах.
Во многих странах, куда талер был завезен, он стал основной денежной единицей и средством накопления сокровищ. И если это какое-то время всех устраивало, то в начале XX века отношение к талеру со стороны правительств Европейских стран изменилось. Они были заинтересованы в замене талера Марии Терезии на более дешевые монеты в своих колониях в Африке и Азии. Меры, принимаемые для вытеснения талера Марии Терезии из обращения в колониях, сводились к выпуску собственных крупных серебряных монет: Англия чеканила рупии для Индии, Италия - эритрейский талер для Эритрии, Эфиопия - талари, Франция - пятифранковую монету для своих африканских колоний и протекторатов. Но вытеснения не произошло, а начавшаяся вторая мировая война заставила их самих вновь вернуться к чеканке талера Марии Терезии. Англия и Италия закупили оборудование в Австрии и стали чеканить эти проверенные временем монеты.
Так, итальянцы, начиная с 1935 года, чеканили талеры Марии Терезии на монетном дворе в Риме и использовали их в ходе оккупации Эфиопии. В ходе Второй мировой войны британцы отчеканили около восемнадцати миллионов талеров Марии Терезии в Бомбее и Калькутте и расплачивались ими с местным населением во время своей военной кампании по изгнанию итальянцев из Эфиопии. Так получилось, что каждый завоеватель или освободитель, приходивший в Эфиопию, приносил с собой свои, заранее отчеканенные талеры Марии Терезии. И те и другие монеты оставались в денежном обороте страны на долгие годы. [2]
Талер прижился и в Северной и Восточной Африке, где фигурировал под различными названиями (например, патака, куруш – Турция, быр – Эфиопия). Талер Марии Терезии был в обращении даже в новейшее время (в Эфиопии – до 1950 г., в Йеменской Арабской Республике – до 1965 г.).[3]
Конечно, за два века использования талеров многие из них были переплавлены и пошли на материал для изготовления других монет или ювелирных украшений. Много монет было использовано в виде украшений с различными ювелирными доработками. Монетам допаивались ушки, в них делались отверстия.
Старая монета новой страны
За время участия талеров в денежном обращении разных стан им довелось даже стать деньгами нового государства. Чтобы монеты нового государства не путали с обычными талерами, на них были сделаны надчеканы. Конечно, увидев такой надчекан на монете, да еще выполненный в арабской графике, любой поймет, что у него в руках не простой талер Марии Терезии.
Странно, как вообще эти монеты были приняты мусульманским миром, ведь на них был изображен портрет человека, да еще и женщины. По мусульманским традициям изображать человека и даже животное - харам (запрещено).
Но факт остается фактом. На территориях Аравийского полуострова, входивших в Османскую империю в 1916 году, было образовано арабское государство Хиджаз. Вот это государство и обозначило имеющиеся в их распоряжении талеры надчеканом, объявив их своими законными деньгами. Просуществовало это государство до 1925 года.
Талер в наши дни
В 1946 году Венский монетный двор аннулировал все ранее проданные права иностранных правительств на выпуск талера Марии Терезии. Сами австрийцы на Венским монетным двором продолжили чеканку талеров.
В Австрии императрицу Марию Терезию помнят и чтят. В 1967 году, к 250 летию со дня рождения императрицы Марии Терезии в Вене была выпущена монета номиналом в 25 шиллингов весом 13 граммов из серебра 800 пробы. Портрет императрицы на новой монете полностью совпал с её портретом со знаменитого талера.
Талер в моей коллекции
Что касается талера из моей коллекции...
Давно это было, более тридцати лет назад, когда Родина посылала своих сынов отрабатывать «интернациональный долг», который, каким-то образом набрала перед многими странами Африки и Азии, в том числе и перед Эфиопией. Оказался там в 1986 году мой товарищ Николай Давыдов, которого определили в группу военных специалистов в учебный центр «Татик-2 Толей». Он потом рассказал, что они дислоцировались на плато в провинции Кефа (родина кофе), примерно 120-150 км от столицы страны Аддис-Абебы на юго-запад, в городе Джима, и их группа состояла из восьми человек. В конце каждого месяца два или три человека во главе с командиром отправлялись в Аддис-Абебу с отчетом о проделанной работе и для покупки провизии на следующий месяц. Провизию они покупали в складчину за свои родные, честно заработанные местные Эфиопские Быры. Он как специалист получал 900 быр в месяц. Этого хватало на то, чтобы скинуться на продукты, оставить себе на жизнь и что-то еще перевести в чеки Внешпосылторга СССР. С командиром в эфиопскую столицу офицеры отправлялись по очереди, исходя из загруженности каждого офицера в учебном центре. Вывозили военспецов вертолетом или самолетом. Поездки на машине были запрещены, так как враги государства периодически устраивали на дорогах засады.
В декабре 1986 года такая группа полетела с командиром в Аддис-Абебу. Там обычно были три–четыре дня (сдавали отчеты, получали указания, закупали продовольствие и т. д.) Так как впереди маячил отпуск, то всем хотелось что-то привезти в подарок родным и друзьям, тем более что в Эфиопии уже в то время было много того, чего не было в СССР, в основном ширпотреба: обувь, колготки, часы, музыкальные центры, музыка западных певцов и ансамблей. Все это, да и многое другое, продавалось в многочисленных магазинчиках и лавочках в центральной части города или на рынке, по местному «маркате». Этот «Маркат» удивительное место, город в городе, можно так сказать, со своими порядками, организацией и строгой иерархией. Пропасть, заблудиться в его многочисленных рядах было проще простого. Работал «Маркат» официально каждый день с 8 до 17 часов, потом в целом закрывался, но кое-где на окраинах лавочки работали и до ночи. Наши офицеры ходили в чужом городе всегда по двое-трое, не отходя друг от друга далеко. Опытные товарищи, кто уже бывал здесь, подсказывали, где что можно посмотреть и приобрести. Рынок там имел четкие законы стоимости: в центе дороже, к окраине подешевле, это о цене на одну и туже вещь. Но что-то могло продаваться только в центре и нигде больше, например, часы известных марок Ориент, Сейко. Вот там мой товарищ с сослуживцем и пошли в ювелирные ряды, чтобы купить подарки женам.
«Очень много в лавочках встречалось различных украшений в национальном стиле из серебра, но нам они не нравились, уж очень были вычурными или очень примитивными» - рассказывал мне Николай.
«В одной из лавочек, третьей или четвертой по ходу, я на витрине увидел различные монеты, остановился и стал рассматривать более внимательно. Ну и обнаружил там этот талер: мне он бросился в глаза своей массивностью относительно других монет, оригинальным изображением на нем и годом. Я как-то внутренне понял, что для тебя лучше подарка тут нет. Поторговавшись вдвоем с Сашей (переводчик в их группе) с продавщицей, я, к ее большой радости, купил талер и еще несколько медных монет, по- моему, итальянских времен Муссолини, все вместе за 15 быров, что-то вроде пяти рублей на те советские деньги. Медь я, по-моему, тебе тоже отдал. Больше в те ряды «Марката» мы никогда не заходили. Потом пошли организационно-штатные мероприятия, в отпуск нас так и не отпустили, и в октябре 1987 года я вернулся в Союз».
Вот так этот талер Марии Терезии из Африки попал за Урал, в мою коллекцию. Он оказался отчеканенным в Риме в период с 1935 по 1940 год, и итальянцы завезли его в Эфиопию.
Последние тридцать лет найти талеры Марии Терезии в России труда не составляет. Они часто встречаются как в антикварных магазинах, так и на интернет-аукционах. Часто эти монеты поразительно блестящие. Арабские бедуины не взяли бы себе такие монеты...
Хитрые эти арабские бедуины, хитрые.
[1] http://www.theresia.name/cgi-bin/Token.cgi?talog=1&Language=en&Style=0&Page=0
[2] https://ru.freejournal.org/1380553/1/taler-marii-terezii.html
[3] Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов. Издательство при Львовском государственном университете издательского объединения «Вища школа» 1979 год. Стр. 164 – 165.
Анатолий Рожук
Альманах ДЕНЬГА №3 (33) / 2021