Очередной руководитель Единого центра муниципального заказа Нижнего Новгорода, хоть и продержался около двух лет, вынужден был покинуть свой пост после скандала, связанного с незаконным начислением себе вознаграждения на сумму около миллиона рублей. Но это проблема не отдельного исполнителя, а системная.
Человек, попав в какую-то систему отношений, модели поведения, каких-то практик, обычно достаточно скоро начинает жить по законам этой системы, поступать так, как в ней принято, как от него гласно или негласно требует.
Есть такое понятие: «рентоориентированное поведение». Это термин экономистов, подразумевающий, что человек, попавший на должность, начинает ее использовать в собственных интересах, часто противозаконных. (Можно вспомнить XIX век, пьесу Островского «Доходное место».)
Масштабы проблемы ужасают. Это проблема вечная, проблема человеческой слабости, невозможности удержаться от соблазна, от того, чтобы, как писал классик «порадеть родному человечку».
Нужны или очень высокие принципы, или очень высокий риск поимки и тяжелого наказания. А поскольку у нас ни того, ни другого, как правило, нет, люди и поступают подобным образом.
В советское время тоже были такие проблемы, они чаще наблюдались в сфере торговли, когда попавший в нее честный человек, рано или поздно начинал жить по ее законам, предусматривавшим непременные приписки, «блат», неформальные связи. Добиться без этого какого-то успеха было невозможно.
Директор ЕЦМЗ выписал себе огромную премию. Но сам по себе механизм зарплатообразования в современной России (особенно в государственном секторе, в государственных корпорациях, где ответственность за ошибки несет не отдельный руководитель, а все общество) таков, что у руководителей есть возможность выписывать себе огромные зарплаты и премии. Естественно, в ущерб основной массе сотрудников.
Это мы видим и в медицине, где главврачи выписывают себе и ближайшим помощникам огромные премии, и в образовательных учреждениях, в том числе и в нижегородских вузах. С этим справиться не удается. Да и борьбы, по сути дела, не ведется. Точнее, она носит имитационный характер.
Эта бесконтрольность провоцирует руководителей на подобные действия. Почему глава ЕЦМЗ выписал себе такую премию? Потому что так поступают очень многие начальники – и большинство это сходит с рук. Это негласные правила игры, разрешающие подобное поведение.
Масштабы проблемы велики, и в прессу иногда просачивается такая информация – и тогда происходят показательные процессы, кого-то снимают. Но проблема остается нерешенной.
А еще чаще мы видим попытки обуздать информационные ресурсы, чтобы они не имели особенного желания писать о таких случаях. Вскрывающие их журналисты оказываются в зоне риска. И это еще более осложняет борьбу со злоупотреблениями. Получается, что злоупотребления могут быть преодолены только решением сверху. Но когда начальника может поправить только начальник повыше, возникает вопрос: а кто поправит начальника повыше, если он разгуляется? Этот механизм не срабатывает. Без реального контроля общества эта проблема решена быть не может, но этого контроля у нас сегодня нет.
Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС