Как по-разному две сестры людям запомнились
В ходе моих исторических изысканий одно тревожит меня и не дает покоя в ночи… Нет, вру. Растревожить меня до потери сна не способны не только хитросплетения исторических событий, но и проблемы нашей с вами современности, хотя и очень стараются. Но все же среди бела дня на работе на размышление некоторые вещи наводят. Например, что такое этот самый «успешный успех»? Как получается, что одна историческая личность становится в глазах простых граждан воплощением этого самого успеха, военной славы и политических побед, а другая, наоборот, ассоциируется с лузерством, неудачами, злодействами, и вонь костра аутодафе от одного ее (личности) имени на весь интернет? Хотя, казалось бы, стартовые условия у них не так уж сильно отличаются, а характер у обеих личностей не то, чтобы системы «ромашка полевая», но и без садистских наклонностей. Нормальные люди. Были. Пока не стали первыми лицами государства. Тут-то и началось.
Вот, например, сестрички Мария и Елизавета с красивой валлийской фамилией Тюдор. Обычно в связи с ними принято вспоминать их папу - Генриха VIII. Но папа - это совершенно отдельная песня. Даже опера - длинная, с элементами хоррора и черной комедии. Так что про папу тут говорить не будем. На повестке дня его дочки, которых он воспитал, как мог, своим личным примером.
Как все знают, сестры Зайцевы Тюдор - две первые королевы Англии, если не считать, конечно, дочь Генриха I Матильду, так и не успевшую толком поцарствовать, и «девятидневную королеву» Джейн Грей. Мария и Елизавета - первые женщины, которые на полную ставку поработали на должности английского монарха и наследили оставили свой след в истории Англии именно как правящие королевы. Дочери, как сказано выше, одного отца. Обеих объявили незаконнорожденными. Потом обе по завещанию отца стали наследницами после брата. Обеих брат лишил права наследования. Обе, несмотря ни на что, стали королевами. Обеих - каждую в свое время - народ был готов натурально на руках нести на престол с песнями и плясками. И донес.
А вот поди ж ты. Одна запомнилась как коктейль с водкой Кровавая Мэри, другая, наоборот, как «добрая королева Бесс». Мария, получается, не добрая, а злая? С детства котов за хвост таскала и бабочкам крылышки отрывала? Ничего подобного исторической науке про нее не известно. Зато известно, что она была склонна прощать своих личных врагов, обожала детей, почти никогда не отказывалась стать крестной матерью, навещала своих многочисленных крестников, дарила им дорогие подарки, жизни учила, как могла. Понятно, что для монарха это не показатель. Как говорится, «Лев Толстой очень любил детей, а взрослых терпеть не мог, особенно Герцена» (с) В случае Марии - не Герцена, а протестантов. Но ведь и при Елизавете тоже уйму народу поубивали по причинам, связанным с религией, причем в абсолютных цифрах куда больше, и все равно она «добрая королева». Как так?
Давайте разбираться подробно и вдумчиво. Делать-то все равно нечего, правда? Так хоть про королев посплетничаем. Вдумчиво!
Итак, кажущиеся мне наиболее вероятными причины того, что у сестер-королев сложилась такая разная репутация.
- Пиар и пропаганда.
Как говорится, больше всех в колхозе работала лошадь, но она так и не стала председателем. Мария, особенно в первое время своего правления, до замужества и ложной беременности, впахивала по-стахановски от зари до темна с перерывами на мессы. Это не помогло ей остаться в памяти подданных хорошим правителем, в отличие от Елизаветы, которая как раз поспать любила. На такой расстрельной должности, как королевская, с обязанностью почти ежедневно принимать непопулярные решения положительный имидж сам себя не построит. То ли Мария недооценивала великую силу пропаганды, то ли ей просто тупо некогда было этим заниматься, то ли ей казалось, что для хорошего пиара хватит часто демонстрируемого благочестия и религиозности - я не знаю. Но давайте посмотрим на приведенные ниже портреты.
Вот Мария.
Я этот портрет очень люблю и считаю настоящим произведением искусства. Характер человека прямо сразу виден. Но. Что мы тут имеем с точки зрения имиджа изображенной персоны? Немолодая, некрасивая женщина с напряженным лицом и тяжелым взглядом, в темной одежде. Ну, розочка в руках - символ девы Марии, и на том спасибо. Какой мессендж могли бы считать подданные с этого портрета? «Нами правит немолодая проблемная тетенька, подзадавленная грузом проблем и обязанностей. Прям как мы в момент кризиса среднего возраста. Но если у нее, королевы, кризис, то нам-то что делать? Ложиться и помирать? И вообще, смотрит, как моя жена, когда я в день зарплаты прихожу домой к полуночи, пьяный, в помаде и без денег. И то, что в руках у нее вместо сковородки чахлый цветочек, как-то мало утешает».
И вот портрет Елизаветы.
Чувствуете разницу?
Тут и тонны косметики, и фотошопа, и фильтров, и яркое платье с бриллиантами, жемчугами и бантиками, и корона, и корабли, и глобус, и чего только нет. Что мог подумать средний обыватель без критического мышления, глядя на это произведение? «Нами правит вечно молодая (практически бессмертная), вечно прекрасная могущественная королева, победительница врагов, владычица морей. Она сияет, как солнце, и вертит своей рукой шар земной. А значит, вместе с ней немножко и мы все. Это приятно». Внушить подданным чувство сопричастности великому - первое дело.
Так что тут продемонстрирован принципиально иной подход. И это только портреты. А литература? А театр?
Товарищи, не жалейте денег на рекламу! Не пренебрегайте услугами хороших пиарщиков, художников, дизайнеров, копирайтеров. Не сидите вы со своим настоящим лицом и бюджетным цветочком в руках, думая, что и так сойдет. Не сойдет. Требуйте корону, корабли, глобус, бантики, зеленую занавеску на заднем плане, профессиональный макияж, фильтры, качественное продвижение вашего королевского бренда в Инстаграме и рекламы на билбордах.
Всю душу из сммщика вытрясите, если надо. И не слушайте этих новомодных «оправданий для Олега»: мол, я не в ресурсе. Вон, для Елизаветы Шекспир всегда был в ресурсе, не говоря уже об остальных писателях, поэтах, живописцах и прочих популяризаторах ее правления.
В общем, «шику-блеску дай - и веди за собой!», как пел в свое время Филипп Киркоров в мюзикле «Чикаго». А демонстрация себя настоящего - верный путь стать мишенью для насмешек и ненависти. Даже если вы настоящий - не совсем плохой человек.