Найти тему
Igor Novikov

Афганистан, Казахстан, Туран - возвращение Большой игры

Америка не уходит, Америка сосредотачивается. Выход США из Афганистана - не бегство, а манёвр. Казахстан - продолжение. "Великий Туран" теперь не только турецкий, но и американо-британский проект.

Да, совсем недавно было по-другому: будучи "мировым гегемоном", Америка могла не церемониться. Отсутствие сопоставимых конкурентов позволяло Соединённым Штатам и их подручным захватывать и удерживать территории простыми и явными методами. В условиях собственной однополярной неограниченности США не нуждались в независимых союзниках, напротив, стремились к подавлению и разрушению чужих суверенитетов: Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия, Арабская весна... Вот и Турцию они тогда попытались взять под свой непосредственный контроль, устранив слишком самостоятельного президента Эрдогана привычным способом - через государственный переворот.

Достаточно примитивная ситуация однополярного мира не требовала сложных комбинаций, позволяла США прямо утверждать свою власть. Региональные суверенные игроки были не нужны, они только мешали, путаясь под ногами со своими интересами. Нужны были послушные исполнители или бессуверенные территории, куда можно беспрепятственно заходить и ни за что при этом не отвечать. Так, увлёкшись своей экспансией и разрушением местных суверенитетов, Америка прозевала рождение сильных противников. Теперь приходится приспосабливаться к новым условиям, менять тактику.

Мир изменился, гегемония утрачена, силовые приёмы больше не работают. Россию и Китай уже не остановить, но можно попытаться их ограничить, сдержать, ослабить, и делать это можно чужими руками, вспомнив старые методы "Большой игры". Ведь и другие державы Евразийского континента претендуют на глобальные роли, почему бы не использовать их амбиции?

В условиях силовой многополярности и разнообразия интересов можно столкнуть конкурентов между собой, ослабить взаимным противостоянием и таким образом сдерживать. "Разделяй и властвуй" - проверенные временем геополитические интриги Британской империи, испытанные ещё при той "многополярности", снова послужат англосаксонскому миру. Вот и привычный инструмент под рукой - опять амбициозная Турция. Не впервой применять её против России, а теперь можно и против Китая, и против Ирана...

Уходя из Афганистана, США постарались оставить там режим радикального толка с хорошо вооруженной и обученной армией (не подумайте, что это о прежнем официальном правительстве!). Оставили им военную технику и снаряжение, подготовили бойцов, перешедших служить новой афганской власти... всё это очень далеко от Америки, но под боком у России и Китая. Чьей проблемой станет такой Афганистан, куда пойдут скопившиеся там боевики?

После двадцатилетней оккупации, сбросив с себя всякую ответственность за страну, разоренную и радикализированную при их непосредственном участии, американцы не просто покинули Афганистан, но фактически подкинули его прямо под двери своих главных геополитических конкурентов. Но что особенно примечательно: США ушли из Афганистана так, словно хотели передать его под турецкое влияние. Новые хозяева Афганистана немедленно стали обращаться к братской единоверной Турции за всяким содействием и сотрудничеством.

Таким образом, помимо очага радикализма и нестабильности на китайских и российских рубежах, Соединённые Штаты заложили очередной камень в основание "великотуранского" проекта. Предыдущим камнем в этот фундамент стало значительное усиление турецкого влияния на Азербайджан после недавнего военного столкновения в Карабахе. И тут примечательные совпадения: в Азербайджане - активность британских спецслужб и бизнеса, в Армении - американские и британские ставленники на высших государственных должностях. А вскоре после ухода американцев из Афганистана "неожиданно" полыхнул Казахстан.

Конечно, события в Казахстане в значительной степени были обусловлены внутренними причинами, особенностями местного государства и общества, однако и внешнее участие преуменьшать не следует. Если бы казахстанский бунт удался, было бы любопытно посмотреть на главных выгодоприобретателей. Их успех не состоялся, но предположить кое-что можно. Судя по характерным элементам, замеченным в бунтующей толпе, этот несостоявшийся госпереворот должен был привести к значительному усилению турецкого влияния в Казахстане, однако при совершении переворота были задействованы в том числе и западные (американо-британские) технологии и ресурсы. Соединение усилий разных геополитических центров указывает на наличие у них общих интересов и целей.

Распространение "великотуранского" проекта на Центральную Азию теперь интересно не только амбициозному турецкому руководству, но и англосаксонским партнёрам Турции. Соединённые Штаты при поддержке Великобритании могут попытаться использовать этот проект в качестве геополитического противовеса России и Китаю, и по некоторым признакам они уже работают в этом направлении.