Музей Диаспоры в Тель-Авиве поменял свою концепцию и теперь называется «АНУ», «Мы». О новом облике музея, его «петербургской» части, о возможностях посетить музей онлайн рассказывает Роман Коган.
В марте 2021 года в Тель-Авиве заново открылся музей еврейского народа, бывший Музей Диаспоры. Новое название музея – «АНУ», что в переводе с иврита значит «Мы». Мы поговорили о старом-новом музее с Романом Коганом, руководителем программ фонда «НАДАВ», обращенных к русскоязычной аудитории.
«АНУ»: что изменилось
Музей Диаспоры был основан в 1978 году. В то время это был очень необычный, прогрессивный музей, в нем использовались, например, компьютерные, медиатехнологии – тогда это было внове. И в первые 20 лет он пользовался большой популярностью – сразу после открытия в него стояли длиннейшие очереди.
А потом, на рубеже тысячелетий, музей оказался в кризисной ситуации. Интерес к нему снизился, он стал нерентабелен, встал вопрос о его закрытии. Сотрудники музея ночью дежурили в его здании, опасаясь, что музей закроют «втихую».
Но этого удалось избежать. По инициативе Натана Щаранского поддержку музею оказал фонд «НАДАВ» и один из его учредителей – Л. Б. Невзлин. Было назначено новое руководство (председатель совета директоров – Ирина Невзлина, гендиректор музея - Дан Тадмор, главный куратор – доктор Орит Шахам Говер), разработана новая концепция. Открытие нового музея назначено было на 2020 год, но по всем понятным причинам задержалось. И уже можно сказать, что музей пользуется большим интересом – хотя сейчас в Израиле почти нет иностранных туристов. С возобновлением международных поездок, конечно, ожидается наплыв и иностранных посетителей.
Что же изменилось? Исчезло разделение между Израилем и диаспорой – музей теперь посвящен истории и культуре всего народа. Это музей про «нас», музей того, что евреи как нация собой представляют. Уделено большое внимание тому, чтобы отражение получила история каждой еврейской общины, каждого региона, этнической группы . Изменены, и очень серьезно, акценты. Несколько меньше внимания уделяется трагическим эпизодам еврейской истории, больше – еврейским свершениям, вкладу в мировую цивилизацию.
Как отметила куратор нового музея, «мы переходим от ''гевалт'' к ''аллилуйя''». История евреев – это не только разрушение храма, погромы, Холокост. Это повод для гордости, а не только для скорби.
Старая и новая экспозиции
Сейчас в музее больше, чем прежде, подлинных экспонатов. Откуда они взялись? Много покупалось на аукционах – это семейные реликвии, например, много передавалось в дар. На третьем этаже музея – экспозиция, посвященная современной еврейской культуре и идентичности (с нее начинается посещение музея). Там представлены различные аспекты культуры: театр, танцевальное искусство, кино, музыка, фольклор, литература, а также искусство – большая коллекция творчества художников-евреев ХХ-XXI вв. Она специально для музея была собрана и закуплена Леонидом и Татьяной Невзлиными.
А на первом этаже – макеты синагог разных стран. Они унаследованы от «старого» музея. Сначала не было понятно, что от старой экспозиции имеет смысл сохранять. В этот момент позвонили из иерусалимского Музея Израиля, главного музея страны, и спросили, какие у нас планы относительно этих макетов. И тут-то и было принято решение: если эти макеты интересуют Музей Израиля, значит, стоит сохранить их у нас. Конечно, они требовали реставрации.
Но теперь рядом с каждым макетом представлены, по возможности, подлинные вещи из этой синагоги. Например, у нас есть менора из главной Варшавской синагоги, сожженной нацистами. В свое время раввин продал ее в Швецию, чтобы поддержать общину. И рядом – аудио- и видеоматериалы о современной жизни различных синагог, в том числе – хоральной синагоги Москвы. Мы рассказываем, например, о различиях между ашкеназскими и сефардскими обрядами. Таким образом, мы используем старые экспонаты по-новому и в сочетании с новыми мультимедийными экспонатами.
От прежнего музея унаследованы большие базы данных, в том числе генеалогические (а также биографические, музыкальная база, база фотоматериалов и многое другое). Все это продолжает развиваться. Пользоваться этими компьютерными базами может каждый прямо из дома. Это – отдельный проект, связанный с остальной работой музея, но автономный.
А что про Петербург?
История российской еврейской общины – представлена в новой экспозиции довольно широко.
В 19 веке евреи стремились из местечек в столичные города. В Российской империи таким городом был Петербург. Здесь жили такие предприниматели и меценаты, как Поляковы, Гинцбурги, жили и представители интеллигенции, и отставные солдаты. В позднее советское время Ленинград стал одним из центров подпольного еврейского возрождения. Об этом мы тоже рассказываем в нашей экспозиции. В музее рассказывается о деятелях искусства, жизнь и творчество которых связано с городом на Неве: об Антокольском, Баксте и т.д. К примеру, на 3-м этаже можно увидеть выполненный Бакстом костюм из балета «Шахерезада» дягелевских «Русских сезонов».
Можно ли увидеть экспозиции онлайн?
В наше время, когда из-за пандемии границы на время стали непроницаемы, а, с другой стороны, получили развитие дистанционные технологии, этот вопрос естественен. И ответ: да, конечно. В музее есть онлайн-экскурсии, которые можно заказать. Музей сотрудничает с десятками экскурсоводов, каждый из которых водит тематические экскурсии по экспозиции. Есть и специальные образовательные программы. Одна из них, «История моей семьи» – для еврейских школ. Под руководством учителя школьники из разных стран исследуют историю своей семьи, а лучшие работы выставляются в рамках ежегодной выставки в самом музее. Другой проект – конкурс тематических фоторабот «Еврейский объектив». В этом участвует, конечно, прежде всего молодежь, в том числе из России, из Петербурга.
О себе
Я не штатный сотрудник музея «АНУ», я представляю фонд «НАДАВ» – руковожу в нем работой с русскоязычным общинами .
До этого я был пресс-атташе депутата израильского парламента (Кнессета) Романа Бронфмана; представителем отдела образования Еврейского агентства Сохнут в Санкт-Петербурге, северо-западе РФ и балтийских странах; 10 лет был гендиректором международной организации Лимуд – FSU (в 2011 году мы открыли и стали регулярно проводить образовательные фестивали Лимуд Санкт-Петербург). Сейчас в мои обязанности входит и взаимодействие с музеем – ведь это один из главных проектов нашего фонда, его гордость. И я рад, что смог об этом проекте немного рассказать.
Беседовал Валерий Шубинский
Старый сайт музея со всеми архивами
Страница «АНУ» в ФБ, Инстаграме