Найти тему
Литературный гурман

Пушкин, Леонардо и зеркало!

Татьяна Ларина
Татьяна Ларина
Джоконда
Джоконда

Есть мнение, что Леонардо Да Винчи при написании Джоконды использовал... зеркало. То ли Монна Лиза в какой-то момент отказалась позировать, шутка ли, 4 года подряд, то ли Леонардо спешил... . И увёз с собой неоконченный портрет. Но есть мнение, что в чертах лица Монны Лизы проглядываются черты самого Леонардо. И будто бы усмешка Джоконды адресована нам. Потомкам. Разгадаем ли!

Леонардо Да Винчи
Леонардо Да Винчи

Александр Сергеевич  Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин эту историю, конечно же, не слышал. ( "Литературный гурман" поймал себя на мысли, что Пушкин мог вовсе не знать о существовании этого портрета! Вообще!) У него были совершенно другие музы. Увлеченные читатели отыскали пятнадцать замечательных дам, которые могли стать источниками вдохновения великого поэта, но ни одна из них к портрету, найденному во Флоренции, отношения не имеет, даже таинственная N. N. Это поразительно, но вероятно, гении мыслят, одними категориями. Вот что стало интересно "Литературному гурману"! Существует версия, что А. С. Пушкин взял прототипом Татьяны Лапиной, прекрасную, юную Марию Раевскую в которую, был искренне влюблен и наделил главную героиню романа "Евгений Онегин" своими чертами! Словно тоже в зеркало заглянул. В зеркало своей души!

Мария Раевская
Мария Раевская

Вильгельм  Кюхельбекер
Вильгельм Кюхельбекер

Первым это заметил Вильгельм Кюхельбекер. « Кюхля» отличался невероятной наблюдательностью и ему можно верить, уже потому, что он был первый, кто стрелялся на дуэли с лицеистом Александром Пушкиным. Тут необходимо признаться, что версий о прототипах существует несколько, в число коих входят и Евпраксия Вульф, и Софья Щербатова, в девичестве Апраксина, и Наталья Фонвизина. Но "Литературному гурману" от чего - то ближе первый вариант.

Евпраксия Вульф
Евпраксия Вульф
Софья Щербатова
Софья Щербатова

 Наталья Фонвизина
Наталья Фонвизина

Позже Ю.М. Лотман, говоря о многочисленных версиях прототипов героини, высказывает мысль о том, что: «Центральные образы романа – создание творческой фантазии автора. Поэт лепит новый мир, переплавляя, сдвигая и перекраивая жизненные впечатления…свободно комбинируя черты, разбросанные в действительности по различным, весьма отдаленным порой характерам».

Юрий Лотман
Юрий Лотман

И все же! Сколько тайн заложил в свой роман Александр Сергеевич. Назвал его именем героя, который героем на самом деле, может быть, вовсе и не является. Об этом ещё Дмитрий Иванович Писарев, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, догадался.

Дмитрий Иванович Писарев
Дмитрий Иванович Писарев

Хотел сделать Онегина декабристом, но чем внимательнее вглядываешься в образ все меньше в этом веры. И надежды на то, что он вышел бы в десятой, не написанной главе, на Сенатскую площадь, тоже мало. А вот образ Татьяны все больше с годами набирает силу! В котором по словам Дмитрия Быкова и «пушкинская робость, сдержанность, и пушкинское умение не возненавидеть после разлуки … , и пушкинское представление о долге, чести. …абсолютно пушкинское, консервативное, аристократическое, полное предрассудков представление о чести».

Дмитрий Быков
Дмитрий Быков

Думается нам, что к двухсотлетию публикации первых глав романа нас ждут удивительные открытия, которые совершит новое поколение молодых исследователей и читателей. Оттого, что литература наша, столь богата удивительными фактами, и даже история с Джокондой покажется не столь уж невероятной. "Литературный гурман" будет следить за новыми идеями.

Мария Волконская
Мария Волконская