Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Читая Солженицына

Имущество. …Нет, нет, не всё так просто. Не имеет не тот, у кого в карманах пусто и кто наг да бос, а тот, кто, настрадавшись от всяких имений, от всяких хотений и приобретений, не хочет иметь вообще ничего, кроме изначально данного и попутно даваемого Богом. Ибо без ничего существовать невозможно, и потому, чтобы существовать, надо что-то иметь, но иметь надо данное Богом, а не уродливой цивилизацией и карикатурным государством. Однако, чтобы иметь данное Богом, надо иметь Бога. А ктó Его имеет, кроме того, кто под Его Руководством очистился от всего чужеродного Ему ?

Имущество истинное не в руках человека, а в Руках Бога, — всё остальное призраки. Сколько было тех, которые, казалось бы, ничего не имели в руках, сколько их ещё будет, а их почему-то грабят и грабят, по меньшей мере грабят их жизнь, клочья их тел. Почему же ? Да потому что они всё-таки что-то имеют — имеют своеволие, желание хоть что-нибудь делать по-своему.

Да и все ли могут быть киниками-стоиками, Буддами-Христами, Апостолами-бессребрениками ? — ”Учили нас” ! — Кого это нас ? Неимение — талант, нестяжание — предназначение, высшее блаженство, которое недоступно животно-растительным людям; им, как раз, нужно всегда иметь что-то, что-то держать в руках или в мыслях, дрожать за что-то, драться за что-то видимое, ощутимое, вещественное, это их Смысл, их назначение, их талант. Мы избавляемся от всяких имений и хранимся от стяжаний не для того, чтобы ничего не иметь, а для того, чтобы освободить в сердце место Богу, Который хочет видеть в нашем сердце только Самого Себя. И потому Он в любое сердце не войдёт, в сердце не только с имуществами, но и с желанием их иметь, и со страхом их потерять, и с унынием от их отсутствия, не говоря уже о своевольном их приобретении, — со всем этим Он не уживается рядом. А ктó может и не иметь, и не бояться, и не унывать, и не своевольничать ? Только тот, кто рождён для этого, кого просто тошнит и рвёт и от имуществ, и от страхов, и от уныния, и от своеволия.

"Языками, странами и людьми" также может жить тот, кто рождён жить этим. Но и он долго не выдержит, тем более, что жить-то нужно ещё и со Смыслом. Без Источника высохнешь быстро, лу́жи не помогут, а науки, искусства, встречи, знакомства — лу́жи. Потому для всех и для каждого всё заключается в хранении Хранящего его. Только Бог вовремя подаёт людям и имущество, и языки со странами и встречи и знакомства с людьми, и Самого Себя для тех, кто живёт Им. Каждому Добрый Хозяин даёт своё.

Куда́ бы мы ни попали на Земле, где́ бы ни находились, нас везде ждёт тюрьма, а значит бессмыслица, тупик, бесперспективность, нелепость. А дорога, смысл, будущность, разумность только в той точке, где нас ждёт наш Долг. В эту точку всеми возможными средствами Бог и направляет и гонит душу каждого, только не каждая душа слушается Бога и покорно следует к месту своего служения, и тогда её приходится направлять насильно. Другими словами, если на воле жизнь для меня бессмысленна, а в тюрьме имеет Смысл, значит мне нужно идти в тюрьму, потому что истинная свобода не там, где есть возможность бродить и блудить, а там, где есть Смысл жизни.

*

Красный бык”. Все уверенно 10 веков (если не больше) шли путём государственности, растили и откармливали быка, а потом удивляются, как это могло случиться, что бык вырвался, сломал заграждения и бросился на всем довольную публику и пошёл по головам, топча, разрывая и разбрасывая тела в клочья. Не ”Красное колесо”, а ”Красный бык” — вóт название вашей истории.

Когда человек бросается под поезд, или с крыши, или на колючую проволоку под током, никто не удивляется тому, что́ делается с его телом; всем страшно смотреть на это, но никто не удивляется, потому что понятно, что ничего иного произойти и не могло: нарушены законы природы тела, с телом неправильно обошлись и оно разрушилось, причины и следствия налицо. Когда же люди нарушают Отношения с Богом, Законы Божественных Отношений и зачинают "красного быка" — рабовладельческое государство, откармливают его, а потом он разрывает своих благодетелей на куски, они сидят и гадают, почему бы это могло случиться, не видя связи между причиной и следствием, потому что причина так далека от следствия, что проследить и даже увидеть связь между ними совершенно невозможно, ибо фундамент закладывали одни, а разрушение видят другие: для этого нужно или зрение Пророка или вера в то, что гибель ожидает всех плюнувших на Отношения с Богом, отвергших закон и слово Господа, обидевших, оскорбивших Отца.[1]

Когда смотришь на Землю с высоты Космоса, приключений песчинки не видишь: видны громадные пространства морей, гор, лесов, степей. Когда смотрят на владения государства с высоты царского трона, страданий и горя отдельного человека не видно: видны только выгоды и ущербы государства. Только Ты помнишь человека, только Ты посещаешь его, только Ты ценишь его, обращаешь на него внимание Твоё, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его. Только тот и перестаёт быть бессмысленной, незамеченной песчинкой среди гор человеческого песка и приобретает значительность и важность, кто не на словах, а каждым нервом помнит о Тебе, ибо если хоть на мгновение неподдельно вспомнить о Тебе, Господи, то это уже на мгновение стать человеком, а помнить о Тебе постоянно — значит быть Твоим сыном, быть Тобой.

Человек так давно привык к тому, что ему что-то или всё принадлежит, что он с трудом и не без Особой Помощи и через дикие муки может вспомнить, понять и смириться с тем, что сам он со всем ему принадлежащим Кому-то принадлежит.

Каждую минуту быть готовым стать ненужным на Земле, или ненужным в данном месте Земли, или ненужным в данном качестве, а значит нужным в другом месте и в другом качестве. А это значит, что нужно расстаться как с лишениями, так и с преимуществами прошлого места и вступить в новые лишения и в новые преимущества.

Че́м занимается государство ? Государство всегда занимается только одним: совершенствованием скрытой подлости и равнодушия к людям. Это его основание, его фундамент.

Надо учиться различать действия человека и действия Бога; нарушение человеком Законов Божественных Отношений, Божьей Воли, законов Природы и автоматической расплаты и возмездия за них, а также сдерживание, регулирование и устранение Богом (в случае раскаяния) уничтожающей расплаты.

*

Жертвоприношение имеет своей целью уравнять человека в страдании с Богом. Жертва страдает, приносящий жертву страдает и Бог становится успокоен тем, что Он страдает не один, что Ему кто-то сострадает. —Жертва Богу — дух сокрушённый. Сердца сокрушённого Ты не презришь, Боже. — Почему не презришь ? Потому что в состоянии сокрушения человек становится подобен Богу, и тогда Бог не может отвергнуть подобного Себе, состраждущего с Ним. Бог сокрушён отступничеством человека и порождённой отступничеством испорченностью человека, и если человек сокрушён сознанием своего отступничества и испорченности, Бог не может отвергнуть Своё дитя, ибо невозможно отвергать подобного Себе в страдании.

Жертвоприношение имеет своей целью уравнять человека в страдании с Богом. Сколько Бог как Отец страдал из-за человека, столько человек как сын должен отстрадать ради примирения с Отцом. Но не всякий человек может уподобиться Богу в страдании. Ведь страдать нужно так, как страдает чистый и всё чувствующий Бог, а не так, как страдает испорченный, грубый, очерствевший и обросший корой самооправданий человек. Для этого нужно быть Бого-человеком, или человеко-Богом.

Степень страдания должна соответствовать определённому периоду прожитой жизни. Ибо всему есть мера. — Мера беззаконий превысила головы ваши.

Душа Его принесёт жертву умилостивления. — Зачем нужно умилостивление ? Кого умилостивляют, задабривают, успокоивают ? Того, кого огорчили, раздражили, поранили, обидели, оскорбили, унизили, пренебрегли. Че́м восстановить Отношения ? Только собственным страданием, только собственным огорчением, ранением, обиженностью, оскорблённостью, унижением, пренебрежением того, кто явился причиной Божественного страдания. Но тот, кто огорчил, как правило, может только огорчать, но не примиряться.

Сир.5,4: Не говори: «я грешил, и что́ мне было?», ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо у Него и милосердие и гнев, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдёт гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения.

Сир.34,18: Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны; не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством жертв не умилостивляется о грехах их. Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных. Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы. Когда один строит, а другой разрушает: то что́ они получат для себя, кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка ? Когда кто омывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения ? Так и человек, который постится за грехи свои и опять идёт и делает то же самое: кто́ услышит молитву его ? и какую пользу получит он от того, что смирялся ?

*

Учить бесполезно, бессмысленно, потому столько Учителей. Искупать полезно, смысленно, потому так мало Искупителей. Те, кто испугался Искупительства, пошли в Учителя — учить народы, просвещать языки, наставлять тому, кáк им тут нужно вести себя, чтобы меньше согрешать пред Богом, а значит меньше нагружать Искупителей. О, я бы и сам пошёл в Учителя, но кáк я могу оставить Тебя, Отец мой, кáк могу допустить, чтобы Ты не нашёл меня на том месте, на какое меня поставил ? Но здесь всё-таки есть связь: страдания так велики и так одиноки, и кажутся такими бесконечными и никому не нужными, что всё время хочется найти ”лучший путь развития человечества”, некий благой путь для людей, на котором они не гневили бы Тебя, не оскорбляли, не обижали, не мучили. Отсюда, наверное, и все устройства, и переустройства, и утопии, и перевороты, и вывороты — от нежелания платить, от желания предотвратить необходимость платы, вообще её исключить, сделать ненужной. Хочется просто учить людей хорошему поведению и всё. Но их самое хорошее поведение — это театральное лицемерие, желание угодить сильным или понравиться высшим, и получается, что ничему не учишь их, а только добавляешь себе страданий, мало того, что естественно грешат, так ещё и грешат лицемерием, лгут, двуличничают, подличают, обманывают, да ещё и оправдываются. Вот и плати двойную плату. Да и кого учить ? Подлых не исправишь, простых не научишь. Простым нужны условия для естественной жизни; а подлым не знаю, чтó им нужно: чтó можно дать плюющему на Совесть ?

*

Работорговля ? — Да ктó может уничтожить работорговлю ? Ктó станет бороться против того, что сложилось или дано от Природы ? Продавайте рабов, покупайте рабынь, вас не исправишь, не переделаешь, но для чего, для чего, я вас спрашиваю, вам нужно это скрывать ? От когó вы это скрываете ? Какой морали вы стыдитесь ? Ведь вам на самом деле ничего не стыдно. Когó же вы боитесь ? Ведь вы никого не боитесь, здесь ваше время и власть вашей тьмы. У вас есть гнусные потребности и вы их удовлетворяете вот таким образом. Но я не пойму, почему вы должны скрывать их удовлетворение ? Потому что когда-то где-то на вашу государственную политику повлияло Христианство ? Но чтó значит повлияло ? Кáк оно повлияло ? Да так, что научило вас делать тайно то, чтó веками вы делали открыто. Вот и всё его влияние. И кого ж винить: Христианство или вас ? Божественную мораль или вашу хитрость, которая изловчилась приобретать выгоды и посредством Божественной морали и посредством своих дохристианских инстинктов ?

Господи ! Господи ! зачем Ты распространял Свои Учения среди этих содомов и гоморр ? Неужели Ты не мог тайно, зная Своих, учить их в тишине их сердца и в глубине их разума быть чистыми и любящими пред Тобою ? Зачем Тебе нужно было произносимое на ухо провозглашать на кровлях и площадях, зачем Тебе нужно было возвещать народам суд, насаждать веру огнём, мечом и угрозами: кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет; посылать тех, которые во Имя Твоё покоряли вере все народы ? И чтó — покорили ? Покорили, покорили, но только не вере, а лицемере, лжи, двуличию, маскараду, чтобы издеваться над верой, кощунствовать над надеждой, смеяться над любовью. Вóт чему вы их покорили. Этих двуногих зверей, которые зверствовали открыто, вы научили зверствовать тайно, чтобы их зверство убивало не столько самим зверством, сколько его неожиданно открывающимся фактом.

О, Господи, неужели Ты не знаешь, кáк им на Тебя плевать, кáк Ты им безразличен, кáк Ты им мешаешь, но ка́к и помогаешь, порой ! Не Ты, конечно, помогаешь, а Твоё Имя, понятие о Тебе, которым они научились прикрываться, которое используют, чтобы оправдываться Им или наживаться на Нём ! Потому скольким честным людям и хотелось и хочется, чтобы Тебя просто не было, чтобы отнять у мерзавцев одно из самых могучих средств их мерзавствования !

*

Общие описания всегда проигрывают, потому что делаются с неверной точки зрения, с нереального, несуществующего ракурса. На всё происходящее нужно смотреть только изнутри — изнутри своего собственного сердца и разума, своей судьбы, своего предназначения, а не снаружи — на жизнь других. Да никакой наружи и не существует. Человек просто не может выйти из своей шкуры и войти в шкуру ближнего, он только думает, что это возможно, на самом деле этого не бывает, всё воспринимается только через свою призму, а значит всё и вся подгоняется под восприятие и представления смотрящего.

Единственный истинный взгляд — и то, не всегда — можно иметь только на самоё себя, и то, если это взгляд умудрённый, очищенный, испытанный, зрелый, беспристрастный, бескорыстный. И даже если он не таков, то смотреть нужно только на свою жизнь, а не на чужие жизни. Взгляд на чужие жизни — хоть процветающие, хоть мучающиеся — приводит в зависть или в ужас, потому что думаешь, что то, чтó происходит с другими, будет и с тобой, и будет без всяких причин и целей, без всякого смысла и толка, просто будет. Но такого быть не может. Даже если внешне со мной происходит нечто такое, что́ похоже на происходящее с другими, то происходит оно по совершенно другим причинам и ради других целей, а значит со мной происходит уже не то, что́ с другими, а что-то совсем иное. Нельзя смотреть на других со стороны; если уж и смотреть на другого человека, то только изнутри, а это возможно лишь в том случае, если этот другой человек полностью искренен, если он рассказывает свою жизнь, не приукрашивая, не искажая, лукаво не оправдывая и напрасно не обвиняя себя. А ктó способен к такой беспристрастной, чистой самооценке ? Ктó может и не оправдывать и не обвинять себя напрасно, а просто знать себя, знать истину о себе в свете Истории, Вечности, Бога ? Да почти никто. И потому, слушая кого-то, всегда будешь иметь дело со своими представлениями о человеке на основании его представлений о самом себе, а к Богу в нём, к единственно Знающему его Существу не пробьёшься. И потому нечего смотреть на других. Смотреть нужно только на себя и на Бога в себе, на Смысл своей жизни, на её реальное или потенциальное значение, на свой Долг в том месте, в какое тебя поместила судьба, на свою Совесть относительно всех и вся. А боль или нытьё зависти, когда смотришь на благоденствующих, или кошмар ужаса, когда смотришь на погибающих, является знаком того, что со мной никогда не может быть того, чтó происходит с ними, потому что и с ними происходит совсем не то, что́ мне мерещится, а только то, чтó знает и видит Отец. Тут про самого́ себя редко кто что́ знает и понимает, так чтó уж говорить про других ?

О чём это говорит ? О том, что культура, цивилизация, прогресс — сплошная фикция, вывеска, подделка. Никакой культуры и цивилизации нет и быть не может. Есть лишь зверо-растительные существа, на которых кто-то вот уже много тысячелетий подряд неизвестно для чего натягивает рубаху Божественной Морали. Эта Мораль никак не идёт из их нутра, Она именно навязывается им, натягивается, напяливается, натаскивается на них и, конечно, трещит по швам, из которых торчат их клыки и когти, их шипы и коряги. Ктó это всё делает и зачем ? Не могу представить, да и не хочу представлять, да и знать не хочу, ибо не мыслю причины, по которой это можно было бы делать для Блага. И это называется не мечите жемчуга перед свиньями и бисера перед псами ?! Да вы просто забросали их жемчугом и бисером, завалили их святынями. Но свиньи и псы не стали от этого Святыми перлами, они превратились в святош, ибо чего ж добру пропадать.

Слишком много за всю историю представлялось картин бытия, и не знаешь, какую из них выбрать единственную и верную. Слишком много форм жизни, чтобы одну сделать пригодной для всех. А ведь именно в этом тоталитаризме и заключается вся погибель хоть религии, хоть политики, хоть философии, хоть частной жизни. Каждый хочет всех уподобить себе, а точнее всех выдрессировать и использовать для своих нужд, удобств и прихотей и пользуется для этого и всем земным и всем небесным достоянием. Поэтому отвернись, дитя моё, от всех и затворись в себе и только в Боге-Отце успокоивай душу твою, только послушанием Его Голосу храни себя от своей твари и от других тварей, ибо такова судьба всякой души: родиться и расти среди тварей, отделяясь от них и возвышаясь над ними не презрением к ним, а только послушанием Богу.

*

Женщины. Чтó делают с женщинами, чтó творят с женщинами ? Но разве ничего не творят с мужчинами, детьми, стариками, животными, растениями ? Кого не обидела, не искалечила, не осквернила, не изуродовала бешеная, осатаневшая, не послушная Богу воля ? — Так что́ делать ? Ка́к спастись от этого безумия, ка́к спастись от произвола ? Да только так, чтобы самому быть в Божьей Воле, кáк же ещё ? — Не предавай меня на поругание безумному.

Если девочка родилась не по Воле Бога, то по чьей воле она родилась ? По воле государства, этой необъятной свалки, на которой миллионы рождаются именно для нужд государства. Так чтó ж удивляться пото́м, когда их спокойно используют на эти нужды ?

Если б всё было так просто, то зачем же мы, осознав ужас и погибельность своеволия, со слезами и воплями умоляем Бога даровать нам милость жить, умирать, ступать, мыслить, дышать только по Его Желанию ? А тем паче рождать детей ? Сколько времени Авраам желал потомства, но Бог не слушал его желаний и дал ему дитя по Своему Желанию, в Своё Время. Сколько Анна Елканина плакала и просила, но Бог не слушал её слёз, не взирал на её обиженность, а дал Самуила и других детей только тогда, когда она полностью осознала зависимость своей судьбы от Божьей Воли. После этого она уже не скажет: «Я родила детей», а только: «Бог даровал мне». — То, что́ дал Господь, то Он и хранит; то, что́ сделал человек, пусть хранит он сам. Но много ли может сохранить человек из того, чтó он производит ? Да ничего. Так чему же удивляться, когда девочек, девушек, женщин превращают в половой товар, в постельный скот, в подстилку для ублюдков.

Он хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится. — Вы хотите, чтобы Бог хранил вашу жизнь, ваши насаждения, ваше потомство, ваш путь, дела, плоды, душу, — отрекитесь от своей воли, прокляните её во веки веков, не допускайте её на порог вашей души, делайте всё не по своим желаниям, мечтам, представлениям, людскими подталкиваниям и подуськиваниям, а только под давлением Духа Божия, упирайтесь даже до того, чтобы боль от противления Его Воле превысила страх перед исполнением Его Воли, и тогда можете уже ничего не бояться: то, что́ Бог сделал Сам через вас, Он и будет хранить, ваша задача лишь помогать Ему в этом хранении, то есть опять-таки исполнять Его Волю.

И лучше пусть наши слёзы льются от исполнения Божьей Воли, чем от нашей собственной. А слёз так или иначе не избежать: и за Божью Волю и за свою волю надо платить муками адскими.

Чтó тут непонятного, — всё, что не Хозяин насадил, искоренится. Вот оно и искореняется. Кто садил, тот и пользуется, кто пользуется, тот и использует, пережёвывает и вышвыривает. Вы во власти бездушной машины, и вы хотите, чтобы она думала о ваших Душах ? Вы во власти воплощённой Погибели, и вы хотите, чтобы она думала о вашем Благе ? А вы сами думаете о чьём-то Благе, о чьей-то Душе ? Не думаете. А кто не думает о Душе и Благе, тот есть скот, — как скот я был пред Тобою, — а значит с ним и обращаются как с скотом. С ним и обращаются, как с скотом, ибо только в таком обращении таится единственная надежда отыскать в скоте Человека, Душу, Благо, Смысл, Любовь, Вечность. Если же не отыщется, то и жалеть нечего: на место одного скота придёт тысяча других скотов. Потому и не жалко ни одного.

Чтó творят с женщинами ? Нас ужасают эти рассказы. Но почему нас не ужасает плевание на детей, которыми когда-то были эти женщины ? Почему нас не ужасает то, что о них никто не молился Богу, никто не трепетал над их тельцем, душой, потребностями, они росли, как трава, на которую мог наступить, наплевать, нагадить и зверь и человек. Кто́ желал их жизни и её сохранения больше, чем он желал жизни и сохранения посаженного им дерева, которое он огораживал, или посевов, которые охранял, или до́ма, который строил, или денег, которые прятал, или собственного тела, которое питал и оберегал от болезней ? Ктó так хранит человека, как человек хранит всё остальное, чтобы не умереть с голоду, холоду, бездомности, отверженности ? — Не спит и не дремлет Хранящий Израиля. — Но даже если хранить ребёнка как следует, но он рождён не по Божьей Воле, ничего не поможет, мало того, будет ещё хуже, ибо хранимое тобой и не хранимое Богом уж точно разорвёт тебе сердце на куски.

Всё это говорит о том, что жить надо только по Воле Божьей. Если ты сам родился не по Божьей Воле, то нужно перерождаться, то есть умирать по Божьей Воле и воскресать по Божьей Воле, и уже после этого не делать ни единого своевольного шага, прервав тем самым цепь своевольных рождений, жизней и смертей.

Оставаться человеком можно лишь пока Бог остаётся с тобою. — Не бойся, ибо Я с тобою. — Но оставаться человеком, будучи оставленным Богом, невозможно. — Узнаете, чтó значит быть оставленными Мною. — Когда Бог выходит из человека, в человеке остаётся только зверь, животное, скот, гниль, труп. Поэтому благородно и спокойно умирать может лишь тот, в ком Бог, независимо от условий и обстоятельств, остаётся во всей силе. Но кого Бог покидает, в том остаётся только то, что противно и страшно видеть. Во́т почему нужно не гордиться, не самоувериваться, не забываться, а помнить, просить и умолять всю жизнь: не скрой от меня Лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего, Ты был помощником моим, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой !