Найти в Дзене
Quare

Уже не тот: почему говорят, что российский кинематограф хуже советского и так ли это?

Распространено мнение о превосходстве советского кинематографа над российским кино. Однако реальность куда менее однозначна. В человеческой психике есть целый ряд когнитивных искажений, способствующих такому ложному впечатлению. Есть и объективные причины, которые находятся в тесной взаимосвязи с психологическими факторами. И тут мы переходим к психологическому феномену, тесно связанному с ностальгией, — «розовой ретроспекции». Но если первое — это тоска по событиям прошлого, то второе — интересное когнитивное искажение, называемое в народе «уже не тот», которое изменяет объективный взгляд на реальность за счет упрощения и гиперболизации воспоминаний. Грубо говоря, человеческое подсознание сжимает продолжительную советскую эпоху в небольшой промежуток времени и концентрируется на условных нескольких десятках хороших фильмов, а сотни плохих исключает вовсе. Более того, есть такой психологический эффект, называемый импринтингом: человек при столкновении с какой-либо стороной действител

Распространено мнение о превосходстве советского кинематографа над российским кино. Однако реальность куда менее однозначна. В человеческой психике есть целый ряд когнитивных искажений, способствующих такому ложному впечатлению. Есть и объективные причины, которые находятся в тесной взаимосвязи с психологическими факторами.

  • Вот вроде бы какой только фильм советской эпохи по телевидению ни посмотри — однозначный шедевр. «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «А зори здесь тихие…», «Джентльмены удачи», «Служебный роман», «Летят журавли», «Афоня», «Иван Васильевич…»… Однако у многих вызовет удивление тот факт, что условные 100 фильмов, которые крутят по ТВ с разной степенью частоты и которые обожаемы всеми от мала до велика (хотя и это очень спорно) — это далеко не все советское кинонаследие, а узкая и уже традиционная выборка, основанная на рейтингах показов и зрительских симпатиях. Представители данной выборки, во-первых, в той или иной степени признаны в народе, хотя всенародная любовь в государстве идеологии и культурной изоляции, коим и была Страна Советов, не всегда показатель, а во-вторых, составляют крайне малый процент (менее 1%) от всех фильмов, вышедших в СССР за без малого 70 лет.
  • Остальные же сотни кинокартин, не вошедшие в эту выборку, являются фильмами не столь высокого, а то и крайне посредственного качества. Большая часть граждан нашей страны их, скорее всего, не видела или не помнит, потому что эти фильмы за отсутствием необходимости и не показывает никто, и не вспоминает. Кроме того, напомню, что по подсчетам журналиста Валерия Отставных после времен Великой Отечественной войны на территории нашей страны производилось в среднем 500 кинокартин в год.

И тут мы переходим к психологическому феномену, тесно связанному с ностальгией, — «розовой ретроспекции». Но если первое — это тоска по событиям прошлого, то второе — интересное когнитивное искажение, называемое в народе «уже не тот», которое изменяет объективный взгляд на реальность за счет упрощения и гиперболизации воспоминаний. Грубо говоря, человеческое подсознание сжимает продолжительную советскую эпоху в небольшой промежуток времени и концентрируется на условных нескольких десятках хороших фильмов, а сотни плохих исключает вовсе. Более того, есть такой психологический эффект, называемый импринтингом: человек при столкновении с какой-либо стороной действительности (в нашем случае - отечественным кинематографом) склонен считать, что первый встреченный им объект самый лучший, а остальные — тем «хуже», чем меньше они похожи на первый. Данное явление также достаточно распространено. Одним из ключевых столпов, на которых держался весь СССР - пропаганда «идеального советского человека» и «идеального советского прошлого/настоящего/будущего». В сознании людей прочно засел (у некоторых до сих пор сидит) этот миф, его ценности и модели поведения, которые кинематограф активно транслировал.

Есть современные ленты, которые по многим не зависящим от них причинам не получили должного распространения и практически не известны в среде широкого зрителя, однако объективно ничем не уступают выдающимся представителям советской киноклассики.

Ну и последний гвоздь в гроб российского кинематографа (в глазах адепта советского наследия) забивает тот факт, что в современных условиях зритель получает несравнимо больший доступ к отечественному киношлаку, который ориентируется прежде всего на сборы, а поэтому имеет больше рекламы. И это псевдоискусство активно обсуждается и осуждается всеми кому не лень, в том числе на почве того, как «раньше было лучше», а российский кинематограф «уже не тот». И пока очередной представитель недокино у нас в памяти, мы сравниваем его с великими советским старыми фильмами, кроме которых якобы ничего и не снимали.

Таким образом, утверждение о том, что современное российское кино хуже советского, — не более чем вкусовщина, мешающая отстраненной и объективной оценке. Однако это, разумеется, не означает, что все отдельные фильмы одинаково значимы и хороши, но это уже другой вопрос.

-2