Найти тему

Тогда и сейчас. Как делают бисер

Добрейшего всем дня! Сегодня какая-то особенно ленивая пятница, вообще ничего не хочется делать. Уж не знаю, почему. Вроде бы и погода хорошая, и самочувствие в норме, но что-то вот такое ленивое настроение накатило... Поэтому не буду долго заморачиваться с темой, а приведу некоторые интересные факты из истории бисера, которые как-то мне попались вот тут.

Конечно же, в своей интерпретации и со своими комментариями, а также с отсылкой по проверенно надежным направлениям. Например, на канал ОКТАзнает моего любимого магазина ОКТАbeads.eu, хозяйка которого, Марина, - настоящий гуру в вопросах истории и технологии производства бисера. Она же сделала подробнейшую и интересную статью на Бисерном дайджесте со множеством фотографий процесса, тоже очень рекомендую к прочтению.

Часть 1

Часть 2

Возвращаемся к бисеру. Еще в самом начале существования этого канала одним из первых был выпуск "Бисер: что, где, какой?", который был очень неслабо отредактирован благодаря упомянутой выше Марине. В той статье речь шла преимущественно о производителях, размерах и типах покрытий, в этом же предлагаю немного окунуться в историю создания этого волшебного материала для рукоделия.

На сайте, на который ведет самая первая ссылка, выложена вот такая история.

Наиболее известная легенда о появлении стекла приписывает его изобретение случайному эксперименту финикийских купцов. Везя с африканского континента соду, они неосторожно просыпали её рядом с обложенным камнями костровищем. Ночь была зябкой. Огонь пылал ярко. А среди ограждающих пламя камней оказался кварц и известняк. Они-то и вступили в термическую реакцию с содой. На утро отдохнувшие путники обнаружили у костра застывшие натёки неведомого доселе миру материала: твёрдого словно камень, прозрачного, точно слеза. А главное, способного в расплавленном виде вытягиваться в тончайшие трубочки, пригодные для нарезки крошечных бусинок.
Стеклянные бусины из Древнего Египта. Фото с сайта pirushki.com
Стеклянные бусины из Древнего Египта. Фото с сайта pirushki.com

Не знаю, насколько можно верить этой легенде. Мой скептически настроенный ум сразу начинает задавать множество вопросов. Откуда у финикийский купцов такие продвинутые познания в геологии, что они сумели из кучи булыжников определить именно задействованные в реакции кварц и известняк? Что они вообще могли знать о химии?

Сама химия как наука возникла, можно сказать, с появлением человека, поскольку его везде и всегда сопровождали какие-то реакции между разными материалами, которые люди в силу природной любознательности замечали и изучали. Но ведь на серьезном уровне химией занимались единицы, и уж точно эти редкие ученые не совмещали свою деятельность с ремеслом купца. В конце концов, прогоревший костер покрывается слоем золы и пепла, и зачем, спрашивается, копаться в золе сгоревшего костра?

Могу привести еще пару десятков вопросов, ставящих эту легенду под сомнение. Но тем, не менее, факт остается фактом: стекло было изобретено, а с ним - и бисер. И произошло это очень давно, поскольку древнейшие находки, сделанные на территории Индии и Египта, датируются I веком до н.э. То есть стеклодувное производство существовало уже тогда.

История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия. Образцы египетского стекла — это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой — XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики — фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.

Сначала стекло у египтян выходило мутного синеватого или зеленоватого оттенка — в зависимости от того, где добывали песок для его производства и какие примеси он содержал. Бесцветное стекло люди научились делать гораздо позднее, вероятно — в I веке уже нашей эры: для обесцвечивания стали использовать марганец. В Месопотамии археологи нашли стеклянную цилиндрическую печать возрастом примерно 4 500 лет. Сосуды для благовоний — одна из частых находок учёных при раскопках территории Старовавилонского царства. Подробнее об истории стекла можно почитать здесь: metallprokatking.ru.

А поскольку нашими предками двигала не только безудержная страсть к завоеваниям, но и любовь к прекрасному, производство красивых стеклышек перекочевало в Римскую империю, затем - в Византию, а оттуда уже разошлось по всей Европе. Наибольших успехов добились венецианские и богемские стеклодувы, до сих пор соревнующиеся между собой за звание лучших. Производство стекла развивалось и совершенствовалось. Применялись новейших технические приемы, проводились химические исследования и опыты, стекло и бисер становились все красивее, прочнее и интереснее.

Антикварное муранское (венецианское) стекло. Фото с сайта  antikzone.ru
Антикварное муранское (венецианское) стекло. Фото с сайта antikzone.ru
Антикварное богемское стекло. Фото с сайта antikzone.ru
Антикварное богемское стекло. Фото с сайта antikzone.ru

Не могу удержаться и не сделать экскурс к современным вещам.

Современное венецианское стекло. Фото с сайта livemaster.ru
Современное венецианское стекло. Фото с сайта livemaster.ru
Современное богемское стекло. Фото с сайта bohemika.ru
Современное богемское стекло. Фото с сайта bohemika.ru

Ну вот и кто из них круче? Я лично не могу выбрать. А вместе вообще шикарный комплект получается, несмотря на то, что конкуренты)))

Но возвращаемся к истории. Если не вспоминать байку про костер, в котором чудесным образом сложились нужные пропорции песка, соды и известняка, то что нужно было для производства стекла в древности? Да как раз вот это все и нужно: кварцевый песок, он же диоксид кремния, кальцинированная сода или карбонат натрия по-научному, и известняк, который по сути представляет собой кальций. Подобная смесь называется шихта. Для тех, кто любит заморочиться - вот ссылка на расчет точных пропорций в зависимости от желаемого выхода стекла.

Но наши предки действовали преимущественно методом тыка, а также методом опытов, наблюдений и сделанных выводов. Шихта засыпалась в глиняные горшки с толстыми стенками, которые и тогда, и сейчас называются тигли, и раскалялась на огне. До появления плавильных печей этот процесс был долгим и изнурительным. На расплавку смеси требовалось много времени, много топлива для поддержания огня под тиглем, а для ускорения процесса привлекали рабов, которые обмахивали тигли опахалами, создавая таким образом наддув воздуха.

Выдувание стекла в Древнем Египте. Фото с сайта  infourok.ru
Выдувание стекла в Древнем Египте. Фото с сайта infourok.ru

Особенность расплавленного стекла в том, что оно не только течет, но и тянется, создавая массу возможностей для воплощения различных творческих фантазий. И эту стадию тянучести наши предки пытались как можно больше растянуть, прошу прощения за тавтологию. Чтобы сделать мелкие бусины и бисер, шихту нередко недоваривали, и опытные мастера с ювелирной точностью наматывали тончайшую стеклянную нить на конский волос. После застывания ее разделяли на крошечные бисеринки.

Но это был высший пилотаж, а более распространенной являлась другая технология. Стеклянную нить наматывали на раскаленный медный стержень. Затем все сооружение опускали в воду. Стекло остывало мгновенно, а стержень - намного дольше, поэтому диаметр бусинок оставался таким же, как и был изначально. А после остывания и сопутствующего этого уменьшения диаметра стержня бусины легко с него соскальзывали.

Подобная технология сохранилась до нашего времени. Слыхали про крученый или навитой бисер ручной работы? Это он и есть. В промышленном производстве применяют другие способы, но в мелких мастерских очень часто следуют заветам предков в вопросах создания бисера и бусин.

А в производственных цехах сейчас используют совсем другую технологию. Она заключается в вытягивании стеклянных трубочек нужного цвета и диаметра. Затем специальная гильотина разрезает целый пучок этих трубочек на отдельные бисеринки. Впоследствии получившиеся кусочки стекла еще дополнительно обрабатывают, чтобы отшлифовать, сгладить острые края, получившиеся при разрезании, и удалить явный брак.

Фото с сайта beadingdigest.ru
Фото с сайта beadingdigest.ru

Просто? На первый взгляд, да. Но только на первый. Одна лишь стекольная масса способна подкинуть множество вопросов и задач. Стекло - достаточно капризный материал и требователен как к составу, так и к способам обработки, поэтому стеклодувные технологии продолжают развиваться и совершенствоваться. А благодаря этому мы, рукодельная братия, можем радоваться новым видам покрытий, форм и размеров бисера.

У каждого из крупных производителей бисера - своя технология его изготовления, секреты которой строго охраняются. Но все же кое-что общее есть. Обязательно используются высокотемпературные печи, работающие на газе или электричестве, с температурой плавления 700-1500 градусов Цельсия.

Везде можно увидеть станки для вытягивания стеклянных трубочек. Их конструкция может отличаться, но основная задача одинакова для всех. Агрегаты для создания отверстия в трубочках также имеется везде. По сведениям первоисточника, отверстие именно выдувается, а не высверливается или выпиливается, пока трубочка еще горячая и пластичная. И что-то не хотелось бы мне попасть под это узкий, как игла, но мощнейший поток воздуха. Боюсь, после этого в организме могут появиться незапланированные природой отверстия. Хотя, может быть, все не так и страшно, просто сдует)))

А вот в упомянутой выше статье на Бисерном дайджесте описан другой процесс изготовления трубочки - при помощи вставленного внутрь металлического стержня. Кто прав - первоисточник, Дайджест или оба, судить не берусь.

Естественно, трубочки надо нарезать, поэтому станки для резки также существуют на всех современных производствах бисера. Их программируют на различную длину, чтобы можно было делать не только бисер, но и рубку, и стеклярус любого размера.

Полученную массу надо обязательно отшлифовать, и делается это не по одной бисеринке вручную, а в специальных барабанах со шлифовальными составами.

Ну и уже упоминали про остающиеся острыми края. Частично эта проблема уходит при шлифовке, но лишь частично, в основном эта процедура направлена на придание внешнего блеска. Поэтому бисеринки дополнительно обрабатывают и придают необходимую форму.

Окраска бисера - отдельная и очень интересная тема. Красить можно как поверхность готового бисера, так и изначально придать нужный оттенок стекломассе.

Еще наши предки подметили, что при добавлении к шихте тех или иных веществ цвет и прозрачность готового стекла может меняться. Железо, кобальт, хром и ряд других элементов позволяют получить очень интересные цветовые эффекты. Поверхность прозрачных бисерин пращуры тоже окрашивали, в основном применяя для этого глазурь. Самые продвинутые мастера того времени брали трубочки разного диаметра, вставляли одну в другую и впаивали между ними тончайшую фольгу. Эта технология и сейчас применяется, хотя и в несколько другой форме. Чаще всего это просто напыление внутри бисерины или бусины. Так и получается красивый и любимый многими мастерами бисер "огонек".

Самым сложным цветом в производстве раньше был красный и его оттенки. Проблема заключается в температурной нестабильности красителей, которые необходимы для производства стекла этого цвета. Разница в несколько градусов могла очень заметно сказаться на получившемся оттенке, поэтому у красно-розового бисера было больше всего шансов не совпасть по оттенку с предыдущей партией. Но в настоящее время эта проблема решена. А более высокая цена на красный и розовый бисер объясняется тем что красителем в нем выступает не что иное, как золото.

Для каждого размера и формы бисера/бусин/риволи и т.д. варится свой оттенок. Это необходимо, чтобы линейка разных размеров имела один оттенок.

Технический прогресс коснулся не только количества и разнообразия цветов, но и привел к появлению множества неведомых ранее покрытий. Всевозможные оттенки и их сочетания, различные эффекты, включая свечение в темноте... Все это и многое другое можно найти, если внимательно изучить ассортимент бисера, которые есть сейчас на рынке. У каждого из современных масштабных производителей бисера варианты его форм, цветов и размеров уже сейчас исчисляются тысячами. А непрерывно развивающееся производство ежегодно предлагают всё новые интересные варианты, которые не остаются незамеченными.

P.S. Статья подкорректирована 18.09.2021 благодаря подсказкам уже не раз упомянутой добрым словом Марины Зеваевой. Мариночка, спасибо за ликбез!

Собственно, на этой позитивной ноте откланиваюсь и прощаюсь до понедельника. Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

#история бисера #история стекла #стеклоделие #бисер #венецианское стекло #Богемское стекло #древний египет #материалы для рукоделия