Найти тему
Учреждение "ГОЦНТ"

«Проведу русалочку да бору…»

Старинный обряд «Проводы русалки» агрогородка Великий Бор Хойникского района в 2016 году включён в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь. 27 июня 2021 года, через неделю после Троицы, в последний день русальной недели, в агрогородке Великий Бор Хойникского района прошёл обряд «Проводы русалки». Его инициаторы и участники: жители деревни, среди которых местная молодёжь, клубные работники филиала «Великоборский центр досуга» ГУК «Хойникский районный дом культуры». Эта фольклорно-обрядовая традиция также востребована и пользуется популярностью среди молодёжи города Хойники и Хойникского района. И это не случайность. Люди старшего поколения уходят от нас, а вместе с ними уходят остатки древнего мировоззрения, древней цивилизации. Великоборцы из поколения в поколение на протяжении веков сумели сохранить свой обряд и донести его до нашего времени. «Проводы русалки» остаются не только для его носителей, но и для нас, современников, актуальным историческим и культурным событием. Мы – современные люди, но сохраняем старинные легенды, предания, не зная их истинных причин, а причины лежат в мифологии и мифологических образах. Сохранилась старинная легенда, связанная с русалкой. Народная молва гласит: когда-то люди верили, что ребёнок, которого не окрестили, умрёт – «пойдёт в русалку». Собрались тогда сельские женщины после Троицы и решили «провести русалку». Одного парня нарядили «священником», сами переоделись, пели, веселились. Когда шли по деревне, то вышел к ним старый житель и говорит: «Зачем вы русалку дразните? Не надо этого делать!» Не послушались его люди и всё равно играли в русалку, «крестили» её. После этого появилась страшная туча, спряталось солнце. И вдруг пошёл сильный град, который побил в огородах весь урожай. Вот только огород того человека, что заступился за русалку, как будто кто-то оберёг – посевы остались невредимыми. С того времени, чтобы умилостивить русалку, чтобы не было града и не умирали маленькие некрещённые дети, люди начали делать «проводы» русалке. Структура проведения обряда «Проводы русалки» в агрогородке Великий Бор в целом соответствует многовековой традиции, что подтверждает её статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси. В тот летний вечер, 27 июня 2021 года, гости могли совершить увлекательное путешествие в сивую глубину веков, побывать на воскрешении вековой традиции, ярком ритуальном календарно-земледельческом празднике, что связан с урожайностью белорусской земли. «Провести русалку» пришли многие жители деревни. По старой традиции великоборцы выбрали на роль русалки свою землячку, молодую незамужнюю девушку – Викторию Хорошко. Проведение обряда, его ритуальные действия начались ещё до захода солнца, в 19 часов вечера. Участники собрались на поляне, где под песни плели маленькие веночки и один большой. Потом стали наряжать девушку «в русалку». Её одежда – веточки и листья деревьев, папоротника и хмеля. Шествие во главе с «русалкой» прошло по деревне, направляясь к полю. Русалка с охраной – молодыми парнями, которые могут ужалить «крапивой», если нашлись бы желающие дотронуться до неё. Вслед за ними шли молодые девушки, которые несли большой обрядовый венок, пожилые женщины с маленькими обрядовыми веночками на голове. В их исполнении можно было услышать старинную обрядовую песню «Проведу русалочку да бору…». Возле поля участники обряда разожгли большой костёр. Великоборцы – молодёжь, «охранники» русалки – прогоняли её далеко в рожь, где сняли с неё венок, разорвали зелёную «одежду» и после убежали от русалки, которая гналась за ними. Когда «проводили русалку», все вместе собрались у костра, возле которого с песнями водили хороводы, прыгали через него. Участницы обряда трижды освятили над огнём большой обрядовый венок и свои маленькие веночки, разорвали большой венок и раздали всем желающим, которые потом разбросали его остатки на грядках, в своём огороде, среди растущих огурцов, капусты, картофеля, чтобы был хороший урожай. Владелицы маленьких веночков также с этой целью унесли их на свои приусадебные участки. Так жители агрогородка Великий Бор с помощью аграрно-магических действий обряда «Проводы русалки» из года в год осуществляют свою мечту о хорошем урожае, о достатке, о благополучии крестьянской семьи с верой и надеждой, как и сто, и более лет тому назад их предки из года в год собирались вместе, чтобы провести русалку. Наша встреча с древностями не случайна. Архаика дохристианских мистерий – извечный круговорот жизни, в котором и мы с вами, современные люди. Несмотря на то, что обрядность и поэзия русальной недели, как и сам обряд, таинственные и загадочные, «Проводы русалки» – одна из прекрасных и поэтических страничек белорусского земледельческого календаря. 
 

Текст: Мельникова Л.Г.
Фото: Петух Б.Б.
Старинный обряд «Проводы русалки» агрогородка Великий Бор Хойникского района в 2016 году включён в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь. 27 июня 2021 года, через неделю после Троицы, в последний день русальной недели, в агрогородке Великий Бор Хойникского района прошёл обряд «Проводы русалки». Его инициаторы и участники: жители деревни, среди которых местная молодёжь, клубные работники филиала «Великоборский центр досуга» ГУК «Хойникский районный дом культуры». Эта фольклорно-обрядовая традиция также востребована и пользуется популярностью среди молодёжи города Хойники и Хойникского района. И это не случайность. Люди старшего поколения уходят от нас, а вместе с ними уходят остатки древнего мировоззрения, древней цивилизации. Великоборцы из поколения в поколение на протяжении веков сумели сохранить свой обряд и донести его до нашего времени. «Проводы русалки» остаются не только для его носителей, но и для нас, современников, актуальным историческим и культурным событием. Мы – современные люди, но сохраняем старинные легенды, предания, не зная их истинных причин, а причины лежат в мифологии и мифологических образах. Сохранилась старинная легенда, связанная с русалкой. Народная молва гласит: когда-то люди верили, что ребёнок, которого не окрестили, умрёт – «пойдёт в русалку». Собрались тогда сельские женщины после Троицы и решили «провести русалку». Одного парня нарядили «священником», сами переоделись, пели, веселились. Когда шли по деревне, то вышел к ним старый житель и говорит: «Зачем вы русалку дразните? Не надо этого делать!» Не послушались его люди и всё равно играли в русалку, «крестили» её. После этого появилась страшная туча, спряталось солнце. И вдруг пошёл сильный град, который побил в огородах весь урожай. Вот только огород того человека, что заступился за русалку, как будто кто-то оберёг – посевы остались невредимыми. С того времени, чтобы умилостивить русалку, чтобы не было града и не умирали маленькие некрещённые дети, люди начали делать «проводы» русалке. Структура проведения обряда «Проводы русалки» в агрогородке Великий Бор в целом соответствует многовековой традиции, что подтверждает её статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси. В тот летний вечер, 27 июня 2021 года, гости могли совершить увлекательное путешествие в сивую глубину веков, побывать на воскрешении вековой традиции, ярком ритуальном календарно-земледельческом празднике, что связан с урожайностью белорусской земли. «Провести русалку» пришли многие жители деревни. По старой традиции великоборцы выбрали на роль русалки свою землячку, молодую незамужнюю девушку – Викторию Хорошко. Проведение обряда, его ритуальные действия начались ещё до захода солнца, в 19 часов вечера. Участники собрались на поляне, где под песни плели маленькие веночки и один большой. Потом стали наряжать девушку «в русалку». Её одежда – веточки и листья деревьев, папоротника и хмеля. Шествие во главе с «русалкой» прошло по деревне, направляясь к полю. Русалка с охраной – молодыми парнями, которые могут ужалить «крапивой», если нашлись бы желающие дотронуться до неё. Вслед за ними шли молодые девушки, которые несли большой обрядовый венок, пожилые женщины с маленькими обрядовыми веночками на голове. В их исполнении можно было услышать старинную обрядовую песню «Проведу русалочку да бору…». Возле поля участники обряда разожгли большой костёр. Великоборцы – молодёжь, «охранники» русалки – прогоняли её далеко в рожь, где сняли с неё венок, разорвали зелёную «одежду» и после убежали от русалки, которая гналась за ними. Когда «проводили русалку», все вместе собрались у костра, возле которого с песнями водили хороводы, прыгали через него. Участницы обряда трижды освятили над огнём большой обрядовый венок и свои маленькие веночки, разорвали большой венок и раздали всем желающим, которые потом разбросали его остатки на грядках, в своём огороде, среди растущих огурцов, капусты, картофеля, чтобы был хороший урожай. Владелицы маленьких веночков также с этой целью унесли их на свои приусадебные участки. Так жители агрогородка Великий Бор с помощью аграрно-магических действий обряда «Проводы русалки» из года в год осуществляют свою мечту о хорошем урожае, о достатке, о благополучии крестьянской семьи с верой и надеждой, как и сто, и более лет тому назад их предки из года в год собирались вместе, чтобы провести русалку. Наша встреча с древностями не случайна. Архаика дохристианских мистерий – извечный круговорот жизни, в котором и мы с вами, современные люди. Несмотря на то, что обрядность и поэзия русальной недели, как и сам обряд, таинственные и загадочные, «Проводы русалки» – одна из прекрасных и поэтических страничек белорусского земледельческого календаря. Текст: Мельникова Л.Г. Фото: Петух Б.Б.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц