С критикой от родителей или неприязнью учеников может столкнуться как самый строгий, так и самый чуткий преподаватель. Если хотя бы одному из участников коммуникации не хватает эмпатии, между вами рано или поздно возникнет недопонимание.
Эмпатия — это способность эмоционально откликаться на переживания другого человека. Конечно, универсального рецепта для достижения взаимопонимания нет. Но мы предлагаем вам несколько решений, которые помогут переосмыслить ваши отношения с детьми и их родителями.
Как проявить участие и создать атмосферу доверия?
Каждый человек и особенно ребенок хочет быть понятым. Если вы столкнулись с ярким проявлением чужих чувств и эмоций, попробуйте:
- подтвердить их: проговорить вслух, какие эмоции, как вам кажется проявляет ученик, вместе обсудить их;
- проявить участие, сострадание, поблагодарить ученика за то, что он поделился с вами своими переживаниями, и рассказать о ситуации в своей жизни, которая вызывала подобные чувства у вас.
Если признаться себе и другому в каких-либо чувствах, они станут меньше тревожить — это положительно скажется на мотивации учеников.
Что делать, если ученик вас провоцирует?
«Трудный ребенок» может оказаться в любом классе: испытывать учителей и сверстников, затевать перепалки, привлекать внимание любым образом. Лучшая реакция на подобное поведение — спокойствие. Скажите: «Мне не нравится, как ты себя ведешь. Давай поговорим об этом, но наедине и после урока?» У студента пропадет желание ругаться, потому что вы дадите ему не тот эмоциональный отклик, на который он рассчитывал.
Как взаимодействовать с учениками?
Даже если студент совершил неправильный поступок (скажем, взял что-то с вашего рабочего стола), попробуйте не критиковать и допрашивать его, а:
- описать, в чем именно проблема (это ваша вещь и вы не разрешали ее трогать);
- дать студенту больше информации (для чего вам нужна эта вещь);
- предложить ученику выбор (вернуть вещь сейчас и ничего не говорить или вернуть позже и объяснить, для чего взял);
- описать свои чувства (вам неприятно, что у вас взяли вещь без разрешения);
- побудить проявить эмпатию в ответ (уточнить, будет ли ученику приятно, если его вещь возьмут без спроса);
- написать записку («Прошу вернуть меня хозяину. Вещь учителя»).
Поэтапная коммуникация со студентом поможет вам лучше понять друг друга и избегать неприятных ситуаций в дальнейшем.
Как вдохновлять и критиковать учеников?
Оценивать работы студентов нужно не только отметками, но и эмоционально. Так вы дадите своим ученикам обратную связь, поможете понять, продвигаются ли они вперед. Попробуйте вдохновлять и конструктивно критиковать студентов, не оценивая:
- опишите то, что увидели в работе (что конкретно студенту удалось, почему это вышло хорошо);
- опишите свои чувства от работы (выделите момент, которым могли бы гордиться, успешный прием ученика);
- укажите на то, что нужно улучшить (предложите решение проблемы, способ исправления ошибки).
Конструктивная критика воспитывает самостоятельность: в будущем ученик сам сможет избегать аналогичных ошибок в работе, если осознанно с ними разберется. Помогите студенту найти верный путь, а не ограничивайтесь оценкой результата.
Как общаться с родителями?
Родители требуют не меньше ресурса на общение, чем их дети. И с ними тоже нужно выстраивать коммуникацию определенным образом.
- Не начинайте с разбора ошибок и недочетов, а опишите что-то хорошее (успех на уроке, интересный вопрос по теме).
- Вместо жалобы на то, что студент чего-то не делает, расскажите о том, что еще предстоит сделать (например, задания за неделю, в которую он пропускал занятия).
- Делитесь с родителями важными наблюдениями (ученика клонит в сон на уроках).
Так вы дадите понять, что вам действительно небезразличен прогресс ребенка.
А как вы строите общение с учениками и их родителями? Поделитесь с нами в комментариях!
Присоединяйтесь к команде Skyeng и преподавайте любимый предмет у нас: поможем наладить взаимопонимание с учениками и родителями, поддержим, если случится конфликт!