Александровская колонна (или Александровский столп, как ее порой называют благодаря стихотворению Пушкина) - центральное звено Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Она была воздвигнута в 1834 году по указу императора Николая I и спроектирована Огюстом Монферраном в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Колонна - самый крупногабаритный экспонат Эрмитажа. Как же создавался этот памятник и какие интересные истории с ним были связаны?
Идея создания памятника в честь Александра I, увенчанного фигурой ангела (известно семейное прозвище Александра: «наш Ангел») была впервые предложена прусским королём во время его пребывания в Петербурге. Тогда во главе Российской империи стоял Николай I, который с большим уважением относился к старшему брату и решил поставить посвященный ему памятник прямо на площади у главной царской резиденции. Хотя до этого не раз возникало мнение, что там стоит установить еще один конный памятник Петру I.
Открытый конкурс на создание монумента был официально объявлен от имени императора в 1829 году с формулировкой: в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот конкурс с проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска. Принимая во внимание размеры площади, Монферран не рассматривал варианты скульптурного монумента, понимая, что, не имея колоссальных размеров, он просто потеряется в её ансамбле. Нужно было что-то вытянутое вверх, чтобы оно выделялось на общем фоне, но при этом не перетягивало все внимание на себя. И так пришла идея создания колонны.
Общая высота монумента составляла 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами, изображающими события войны 1812 года, сюжеты которых были взяты со знаменитых медальонов.
Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). Другим прообразом стала колонна Траяна, расположенная в Риме. В мире существовали и другие похожие монументы, но ни один из них по масштабу не дотягивал до той, что воздвигли в Петербурге. Вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой высота колонны составила 47,5 м.
Подробно останавливаться на том, как колонна возводилась, пожалуй, мы не будем. Скажу только, что это был огромный труд многих по-настоящему талантливых людей.
На церемонии открытия Александровской колонны присутствовали государь со всем царским семейством, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и знатные представители русской армии. Оно сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие войска и сам император.
Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа. Это не случайное совпадение: это день перенесения мощей князя Александра Невского в Санкт-Петербург.
Во время возведения Александровской колонны ходили слухи о том, что этот монолит получился случайно в ряду колонн для Исаакиевского собора, строительством которого также занимался Монферран. Якобы, получив колонну длиннее необходимой, приняли решение об использовании этого камня на Дворцовой площади.
Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт, и старались не приближаться к ней. Эти страхи были основаны на том обстоятельстве, что колонна не была закреплена, и на том, что Монферран вынужден был в последний момент внести изменения в проект: блоки силовых конструкций навершия — абака, на которой установлена фигура ангела, - была изначально задумана в граните, но в последний момент ее пришлось заменить кирпичной кладкой со связующим раствором на основе извести. И это были не просто легенды, популярные в непросвещенной среде. Графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны. Бабушка Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. Дело в том, что колонна держится только благодаря силе собственной тяжести, и землетрясение (теоретически) легко бы её свалило. И это при условии, что к тому моменту землетрясение в Петербурге случалось лишь один раз, в 1802 году.
Как же этот вопрос был решён? Архитектор Монферран каждый день стал прогуливаться со своей собачкой вокруг колонны, тем самым давая понять остальным, что это совсем не опасно. Петербуржцы постепенно привыкли и перестали опасаться внезапного падения колонны. Постепенно это привело к тому, что место у Александровской колонны стало любимым для неспешных прогулок, назначения встреч и просто любованием окрестными красотами.
С годами колонна стала терять свой первоначальный вид. Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли многие учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого пришли к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны». К счастью, до этого не дошло - были вовремя проведены реставрационные работы, которые предотвратили потерю столь ценного для всей страны культурного объекта. К слову, реставрация для колонны проводилась всего пять раз, впервые еще Николай I буквально через два года после установки заметил, что на камне стали появляться бело-серые пятна. Императору объяснили, что такое явление вполне естественно и проблем не несет, однако за колонной тщательно следили, чтобы не допустить никаких серьезных трещин или сколов.
При этом легенды, связанные с колонной, не иссякали никогда.
После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Это и логично: откуда в стране, отменившей религию, взялся ангел? Надо его скрыть с глаз долой, а лучше вовсе убрать. Было внесено предложение о замене ангела скульптурой Ленина, но (к счастью) от этой идеи отказались. Хотя памятник все равно понес потери. В 1930-х годах ограда возле монумента была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы.
После начала реставрации 2002—2003 годов некоторыми изданиями стали распространяться сведения о том, что колонна не цельная, а состоит из некоего количества «блинов», настолько искусно подогнанных друг к другу, что швов между ними практически не видно. Слухи эти, конечно, беспочвенны и были созданы, скорее всего, лишь для привлечения внимания. Никаких неопровержимых доказательств этому утверждению предоставлено не было.
Ещё одной популярной легендой, связанной с Александровской колонной, можно считать якобы закопанный под ней клад, средств из которого хватило бы на возведение ещё одной такой же колонны. После начала строительства Лахта-центра пошли слухи о том, что под колонной находится крупнейшее месторождение нефти. Однако «подвинуть» памятник вряд ли кому-то удастся, так что оставим это только слухами.