Еще в 2016 году в России начал функционировать Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр российского ПО).
Такой реестр решили создать в целях расширения использования российской ИТ-продукции в органах государственной власти РФ и в государственных предприятиях, а также в целях оказания правообладателям программного обеспечения (ПО) мер государственной поддержки.
Долгое время в России действовала льгота по НДС для всех правообладателей (юридических лиц и ИП), которые предоставляли право использования своего ПО по лицензионным договорам. То есть предоставление права использования софта не облагалось НДС, ставка была 0%. В то время наличие Вашей программы в реестре никак не влияло на льготу и включаться в реестр нужно было в основном для возможности участия в госзакупках, т.к. с 1 января 2016 года государственные предприятия могут закупать только то ПО, которое является отечественным и состоит в этом самом реестре. Наличие Вашей программы в реестре дает серьезное конкурентное преимущество на тендерах.
Но в 2021 году правила поменялись. Льготу по НДС отменили. Теперь стоимость лицензионных платежей полежит обложению НДС по ставке 20%. Однако законодатель все же сделал исключение. И это исключение касается именно тех программ, которые включены в Реестр отечественного ПО.
С 1 января 2021 года правообладатели (юридические лица и ИП), чьи программы включены в Реестр отечественного ПО, по-прежнему могут в отношении лицензионных платежей за такие программы применять ставку НДС, равную 0%. Всё это (вместе с некоторыми другими мерами поддержки) назвали налоговым маневром в ИТ отрасли.
По указанным выше причинам процесс включения программы в реестр отечественного ПО теперь стал весьма популярным. Однако он требует времени и сил. Сделать всё самостоятельно правильно и с первого раза будет затруднительно. Поэтому многие юридические фирмы предлагают свои услуги по подготовке заявлений в реестр. В Интернете разброс цен на такие услуги достаточно большой. Мне встречались цены от 55 000 рублей до 220 000 рублей за такую услугу.
Давайте же разберемся, как происходит подготовка заявления о включении программы в Реестр российского ПО.
В самом заполнении заявления нет ничего сложного. Это происходит на сайте реестра путем заполнения полей и форм.
Но прежде чем приступать к заполнению заявления на сайте реестра, следует провести некоторую подготовительную работу и запастись документами и инструментами, которые потребуются для регистрации.
Начать рекомендую с электронной подписи. Подача заявления осуществляется через сайт реестра российского ПО: https://reestr.digital.gov.ru/
Для того, чтобы авторизоваться на сайте реестра и попасть в личный кабинет, Вам потребуется тот же ключ, который Вы используете для доступа к личному кабинету Вашей компании на госуслугах. Если у Вашей компании его нет, то его можно оформить в любом удостоверяющем центре.
При входе в личный кабинет реестра следует выбрать: входите ли Вы как гражданин РФ или как гражданин другого государства. Стоит заметить, что даже если Вы входите как представитель российского юридического лица, то всё равно следует указать, что Вы – гражданин РФ. Да, это странно, но есть как есть. После этого в строке меню следует нажать «Подать заявление» и мы попадаем на первый шаг заполнения. Я рекомендую пройтись предварительно по всем шагам и определиться, какие документы и действия нам потребуются для успешного заполнения. Черновик заявления можно сохранять и возвращаться к нему позже, хоть через час, хоть через несколько дней. К слову, раньше такой возможности не было, и когда появилась возможность редактирования черновика процесс стал прозрачнее.
Пройдя по всем шагам заявления, Вы будете иметь представление о том, что еще надо сделать на подготовительном этапе. А понадобится нам вот что:
- Краткое описание Вашего ПО и его функциональных характеристик;
- Создать документацию, содержащую описание функциональных характеристик ПО и информацию, необходимую для его установки и эксплуатации;
- Создать на Вашем сайте отдельную страницу и разместить там вышеупомянутую документацию;
- Разместить в сети Интернет информацию о стоимости ПО или сведения о возможности его использования на условиях открытой лицензии или иного безвозмездного лицензионного договора – это можно сделать на той же странице, на которой Вы разместили документацию из списка выше;
- Разместить в сети Интернет экземпляр Вашего ПО, который сотрудники реестра будут исследовать при проведении экспертной проверки. Да – реестру нужен дистрибутив ПО, чтобы «пощупать» живую программу;
- Составить инструкцию к вышеупомянутому экземпляру, который сотрудники реестра будут исследовать при проведении экспертной проверки;
- Составить документацию, содержащую описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла, в том числе устранение неисправностей и совершенствование, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;
- Составить документацию, содержащую информацию, необходимую для эксплуатации экземпляра ПО, предоставленного для проведения экспертной проверки;
- Подготовить скан документа, подтверждающего полномочия лица, подающего заявление. Если Вы подаете заявление от имени юридического лица, то подойдет выписка из протокола собрания учредителей, на котором выбирался генеральный директор;
- Паспортные данные учредителей, а если в составе учредителей есть юридические лица, то паспортные данные их учредителей и так до конечного бенефициара для каждого уровня;
- Скан свидетельства о регистрации ПО в Роспатенте. Так как регистрация программ для ЭВМ в Роспатенте не является обязательной, то можно не прикладывать свидетельство, если его нет. Но я рекомендую все-таки программы регистрировать.
- Сканы документов, подтверждающих сумму вознаграждения, полученного Вами за прошедший год по лицензионным договорам на регистрируемое ПО от иностранных лиц. Такая сумма не должна превышать 30% от всей выручки, полученной Вами за истекший календарный год в качестве вознаграждения за предоставление права использования регистрируемого ПО. В качестве таких документов подойдут акты о предоставлении права использования;
- Сканы документов, подтверждающих сумму выручки, полученной за истекший календарный год в качестве вознаграждения за предоставление права использования ПО от российских лиц. Тут тоже подойдут акты.
- Программа для создания отсоединенной электронной подписи, чтобы подписать заявление. Подойдет, к примеру, «КриптоАРМ»; на момент написания этой статьи бессрочная лицензия на нее стоит 2 900 руб. и даже вроде есть пробный бесплатный период.
Как видите, объем подготовительной работы большой. Самое большое количество вопросов всегда вызывает документация (инструкции, описание процессов, описание функциональных характеристик). Правообладателей интересует, существует ли какая-то форма такой документации, какие требования к ней предъявляются. Каких-либо законодательно утвержденных форм нет. Обычно такую документацию готовят технологи самого правообладателя, а мы, юристы, при необходимости помогаем.
Также Вам понадобится предварительно зарегистрировать Вашу программу в Роспатенте. При заполнении формы необходимо будет указать номер свидетельства о государственной регистрации программы.
После того как все пункты из списка выше будут готовы, можно приступать к заполнению форм на сайте реестра и подаче заявления. Само заполнение, как я отмечал выше, не представляет ничего сложного. Когда всё будет заполнено, заявление нужно будет скачать и подписать, создав отсоединенную электронную подпись, а затем загрузить получившийся файл обратно в реестр.
После этого заявление будет принято и начнется процесс его рассмотрения, голосования, принятия решения… но это уже совсем другая история, которая тоже регулируется специальным нормативным актом и об этом можно писать отдельные статьи.
© Андрей Макаров 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.