Найти в Дзене
Международная панорама

Конституционная дилемма Японии: на трон из хризантем допускаются только мужчины

Оглавление
Преобладают мужчины: королевская семья Японии поздравляет всех своих почитателей с наступлением нового года в 2020 году. EPA-EFE / Franck Robichon.
Преобладают мужчины: королевская семья Японии поздравляет всех своих почитателей с наступлением нового года в 2020 году. EPA-EFE / Franck Robichon.

Вопрос о том, кто унаследует Хризантемный трон - японскую монархию - при нехватке наследников мужского пола, снова встает после того, как комиссия, созданная для рассмотрения вопроса о наследовании, недавно исключила возможность вступления на престол женщины.

Хотя император не играет политической роли по конституции Японии, его символическое и культурное значение связано с мифологическим прошлым, в котором император является прямым потомком богини солнца Аматэрасу.

Отречение императора Акихито 30 апреля 2019 года и возведение на престол его старшего сына Нарухито на следующий день в качестве 126-го императора Японии возобновили публичные дебаты по существующей имперской системе, которая определяет, что только мужчина может наследовать трон.

Древняя Япония была матриархальным обществом с женщинами в качестве лидеров. Так продолжалось до конца VII века, когда реформа Тайка переняла в конце правления императрицы Когьёку у китайцев новую социальную систему в стиле тамошней династии Тан. Но комиссия объявила, что нынешняя мужская линия преемственности должна остаться неизменной.

В японском обществе растет одобрение разрешения женщинам взойти на престол, но консерваторы по-прежнему поддерживают идею сохранения мужской линии преемственности. Даже с учетом того, что 13 из 18 членов императорской семьи - женщины, некоторые политики полны решимости сохранить мужскую систему наследования и даже выступают за привлечение мужчин из отдаленных ветвей семьи - практически любого родственника-мужчины.

Один из их основных аргументов против восхождения на престол женщины - это ослабление имперского происхождения, ибо правящая императрица может выйти замуж за простолюдина и иметь от него детей. Но на Троне из хризантем уже было восемь женщин (девять, если включить и императрицу Дзингу, правившую с 201 по 269 год нашей эры), ни одна из которых не была замужем во время своего правления. Им всем наследовали мужчины, поэтому и сохранилась мужская линия престолонаследия.

В случае с императрицей Дзингу, даже несмотря на то, что она была исключена из списка императоров в период Мэйдзи и заменена её сыном, её «могила» по-прежнему почитается. Ей также выпала честь быть первой женщиной, изображенной на японской банкноте.

Женское правление в Японии

Мифы об имперском происхождении Японии прочно укоренились в матриархальных влияниях. Синтоизм и традиции культа императора основаны на вере в богиню солнца Аматэрасу, которая считается первым предком японской императорской семьи. Тот факт, что японский космогонический миф вращается вокруг женского божества - и что вера и поклонение богине продолжаются и по сей день в популярной религиозной практике - явно противоречит решимости поддерживать жесткую патриархальную систему.

Самой известной среди первых женщин-правительниц Японии была королева Химико, объединившая часть страны в могущественное королевство, управлявшее более чем 30 провинциями во второй половине «периода Яёй» примерно со 175 по 248 год нашей эры. Химико, не состоявшая в браке, вела уединенный образ жизни, проводя время в занятиях магией и колдовством, а в делах государственных ей помогал её брат. Историки продолжают спорить о её настоящей личности, но факт остается фактом: она была влиятельной женщиной, правившей Японией целых шесть десятилетий.

Королева Химико, правившая шесть десятилетий между 175 и 248 годами, была первой женщиной-правителем Японии. Тошихиро Харада, CC BY-NC
Королева Химико, правившая шесть десятилетий между 175 и 248 годами, была первой женщиной-правителем Японии. Тошихиро Харада, CC BY-NC

Первой известной женщиной, получившей титул императрицы в Японии, была Суйко, правившая с 554 по 628 год нашей эры. Суйко пошла по стопам Химико, назначив мужчину, принца Шотоку, своим регентом. Как и Химико, Суйко находилась у власти в период социальных, культурных и политических изменений и считалась «божественно одержимой». Императрица Дзингу последовала за ней.

Суйко, первая женщина, получившая титул императрицы. "Выставка принца Шотоку".
Суйко, первая женщина, получившая титул императрицы. "Выставка принца Шотоку".

Императрица Когёку (594-661) дважды занимала кресло власти - второй раз известная как императрица Саймэй, после реформы Тайка, ряда радикальных политических нововведений, проведенных в 655 году. Последней женщиной на японском троне была императрица Го-Сакурамачи, правившая с 1762 по 1770 год после смерти своего отца и отречения своего брата, императора Момозоно.

Женщины как духовные лидеры

Этот прецедент - делегирование мужчине - обычно родственнику - административных и организационных функций, продолжился и с последующими женщинами-духовными лидерами. Многие из новых религий, появившихся в Японии в XIX и XX веках, такие как Омотокё, Тенрикё и Тэнсё котай дзингуке, были основаны женщинами. Но учения и мировоззрения отражали установленные прецеденты и не касались вопроса пола или взаимоотношений женщин и мужчин во власти. Духовное пробуждение большинства этих женщин-лидеров заключалось, скорее, в принятии того, что считалось мужскими качествами, чтобы донести свое послание.

Священники синтоизма демонстрируют мужественность как культурную норму. Элла Теннант.
Священники синтоизма демонстрируют мужественность как культурную норму. Элла Теннант.

Дегучи Нао (основательница Омото-кё, новой религии, пришедшей из синтоизма), например, говорила мужским голосом и использовала при священнодействии мужские языковые формы. Китамура Сайо (основательница Тэнсё котай дзингуке, который также произошел от синтоизма и был известен как «религия танцев», поскольку последователи практикуют танец) носила мужскую одежду, возможно, демонстрируя, что духовный авторитет требует мужественности. При соответствии культурным нормам авторитета, ориентированного на мужчин, женщинам гарантировалась более внимательная аудитория, серьезно относившаяся к их словам.

Но если быть мужчиной считается культурной нормой, то что же ждет японский императорский дом в будущем? И - как прокомментировал один политик, министр обороны Японии Таро Коно, - что произойдет, если наследников мужского пола больше не останется вообще?

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!