Елизавета Никищихина обычно играла странных, эксцентричных героинь, которых не всегда понимают окружающие, а в жизни была прирожденной актрисой. Большинство зрителей знают ее по комедийной роли Нины Орловой в фильме «Покровские ворота», но главной в своей жизни Никищихина считала совсем другую, противоположную героиню – трагическую Антигону.
Елизавета настолько глубоко вживалась в образы, что с трудом выходила из них, часто переносила чувства героев и реальную жизнь и наоборот. Елизавета не могла жить без театра, и соглашалась на роли, которые не соответствовали ее внутреннему ощущению. Ради подмостков она пожертвовала очень многим, но Мельпомена далеко не всегда отвечала актрисе взаимностью. В жизни Никищихиной было все, начиная славой и большой любовью, заканчивая невостребованностью и болезненными расставаниями.
Сложное детство и ссора с родителями
Родилась Лиза накануне Великой Отечественной войны – 17 мая 1941 года. После победы инженера Сергея Никищихина направили в Германию для восстановления разрушенной страны, но он взял с собой только жену и двоих сыновей. Дочь осталась с бабушкой в Ярославле – отец решил, что она уже достаточно взрослая, чтобы жить без родителей. А еще он хотел, что дочь должна получить «правильное», классическое образование советской девочки. Через несколько лет родители вернулись на родину – обиды Лиза не держала, но настоящей родственных связей между ними не было никогда.
Семья Никищихиных жила в коммуналке по соседству с эстрадным артистом Суреном Кочаряном. У него в гостях бывали Высоцкий и Тарковский – возможно, это повлияло на девушку и ее выбор будущей профессии. Однажды на Новый год она заявила, что собирается поступать в студию при театре Станиславского. Отец был в ужасе и запретил даже думать об актерстве: порядочные девушки таким не занимаются. Лиза стояла на своем, и тогда мужчина дал ей пощечину, посоветовав навсегда забыть о семье. На помощь пришли Тарковский и Высоцкий – увели плачущую бунтарку встречать праздник в своей компании.
Никищихина ушла из дома и жила в общежитии на одну стипендию. Со временем общение с родителями восстановилось – с матерью раньше, с отцом позже. Но, как оказалось впоследствии, ссора с родителями была не единственной жертвой, которую пришлось принести Елизавете ради мечты.
С переменным успехом
После окончания студии, а позже ГИТИСа молодую актрису взяли в театр имени Станиславского. Она играла с Майей Менглет, Владимиром Кореневым, Евгением Урбанским, но получала второстепенные или эпизодические роли. Потом в театре появился режиссер Львов-Анохин, и с ходу повесил на Никищихину ярлык «плохая актриса». Она собиралась написать заявление об уходе, но мэтр неожиданно решил дать девушке шанс.
Впоследствии Елизавета говорила, что покровительство режиссера сделало из нее по-настоящему хорошую актрису. Львов-Анохин дал ей роль, с которой началась блестящая карьера в театре – актриса воплотила образ древнегреческой героини Антигоны, дочери царя Эдипа. Вопреки запрету, она похоронила тело своего брата, была замурована в пещере и покончила жизнь самоубийством.
Постановка имела невероятный успех. В дни премьеры на улицах столицы дежурила милиция – желание москвичей попасть на спектакль было настолько большим, что власти опасались беспорядков. Больше подобных ролей в карьере Елизаветы не было, но ее Антигона навсегда осталась в истории. А невостребованность доставляла актрисе много огорчений и вгоняло в глубокую депрессию.
В кино Никищихина снималась много, но практически все роли были второстепенными или эпизодическими. Дебютом стала роль в фильме «Командировка» 1961 года, а больше всего Елизавета запомнилась зрителям в картинах «И это все о нем», «Приключения Электроника», «Покровские ворота». Фраза «Высокие отношения!» из последней киноленты сразу ушла в народ. Пик популярности пришелся на 70-80-е годы. В 90-е она практически не снималась – как и многие актеры старой школы, ей категорически не нравились сценарии нового кино. Она говорила, что не участвовала бы в таких фильмах, даже если бы была голодной и босой.
Жить, страдать и играть
В жизни Никищихина была непростым человеком. Она буквально болела театром, и эта безумная привязанность создавала определенные сложности в жизни. Дочь актрисы Екатерина рассказывала, что мать была склонна преувеличивать и драматизировать события, чтобы понять, какие эмоции переживает человек. Еще одной проблемой Елизаветы был алкоголь. Ощущение собственной невостребованности и отсутствие ролей действовало угнетающе – актриса говорила, что чувствует себя пианистом, которому отрубили руки. Тем более, что ради театра она пожертвовала слишком многим.
Первым возлюбленным Елизаветы был музыкант Алексей Познанский. В армии он получил серьезную травму позвоночника, но Никищихину это не остановило. Они мечтали о семье, а накануне премьеры «Антигоны» актриса узнала о своей беременности. Она оказалась перед сложным выбором – карьера или ребенок, и выбрала первое. Для Алексея это стало тяжелым ударом, отношения прекратились. После аборта врачи сказали, что детей у нее больше не будет. Говорят, что Антигона в исполнении Никищихиной была убедительной благодаря тому, что она вложила в героиню собственные переживания.
Вторым мужем актрисы считается критик Анатолий Агамиров, но ее дочь утверждает, что это был краткосрочный роман. А вот следующее знакомство действительно стало судьбоносным. Однажды на премьеру «Антигоны» пришел врач-психиатр Эрнест Лейбов. Он влюбился в актрису, носил ей охапки цветов, предлагал руку и сердце. Елизавета согласилась, а вскоре судьба в очередной раз поставила ее перед выбором – ребенок или карьера. Вопреки вердикту врачей, ей все-таки удалось забеременеть. На этот раз между ролью Катерины в «Грозе и материнством Елизавета выбрала последнее. Новорожденную девочку Никищихина назвала в честь несыгранной героини.
Через три года Лейбова пригласили работать в США. Он хотел уехать вместе с семьей, но Елизавета категорически отказалась. «Что делать мне, русской актрисе», в чужом мире?», – говорила Никищихина. Чтобы мужа выпустили заграницу, ей пришлось развестись и отказаться от алиментов. Лейбов не забывал о бывшей жене и дочери, но из-за одиночества и отсутствия ролей Елизавета выпивала все чаще, пока не встретила позднюю любовь.
Последней надеждой на счастье стал писатель Евгений Козловский. Период их отношений дочь актрисы вспоминает как самый счастливый в своей жизни. Творческие, свободолюбивые личности прекрасно находили общий язык. Они обменяли две однокомнатные квартиры на двухкомнатную, стали жить вместе, потом Козловского на полгода отправили в тюрьму за диссидентство. Елизавету несколько раз вызывали на допросы, но оставили на свободе, и она все-таки дождалась мужа – правда, в компании с бутылкой.
После возвращения Евгений уговорил жену на лечение от алкоголизма. Продержалась она всего полгода – запои возобновились, а к ним прибавились нервные срывы. Козловский не смог справиться с болезнью жены и ушел навсегда.
Сумасшедшие старухи
После ареста Евгения дела Никищихиной в театре ухудшились. Анатолий Васильев взял ее в свою постановку «Вассы Железновой», но вскоре ушел в другой театр. А на место главного режиссера Товстоногова пришел его сын Александр (Сандро), который не замечал актрису. Вдобавок дочь Елизаветы абсолютно отбилась от рук, и она решила отправить ее в США к отцу. Оставшись в полном одиночестве, Никищихина впала в депрессию, и, по обыкновению, заливала ее алкоголем.
Через несколько месяцев Екатерина вернулась домой – отношения с отцом сложились плохо. Маму она застала в плачевном состоянии – женщина могла часами сидеть и смотреть в одну точку, иногда начинала скандалить. Роли у Елизаветы были, но они не удовлетворяли ее внутренних потребностей. «Я устала играть сумасшедших старух!», – кричала она в моменты ссор. Но альтернативы ей, к сожалению, не предлагали.
Дочь и друзья пытались вытащить актрису из пропасти, но она все больше погружалась в депрессию – замены театру в ее жизни не могло быть. Катя вышла замуж, забеременела, потом рассталась с мужем. Она совсем перестала уживаться с матерью, и женщины решили обменять свою «двушку» на две однокомнатных квартиры.
Когда актрисе было 56 лет, случилось несчастье. В нетрезвом состоянии Елизавета впустила в квартиру посторонних людей, которые попытались ограбить ее. Актрису ударили по голове и душили – она осталась жива, но появились проблемы с дыханием и глотанием. Никищихина утверждала, что плохо себя чувствует, часто повторяла, что скоро умрет, но Екатерина списывала это на проявления болезни и депрессии. А 28 октября 1997 года, Елизавета скончалась – по официальной версии, подавилась кусочком яблока. Предположения о самоубийстве дочь решительно отметает – говорит, что мама была верующим человеком и не могла наложить на себя руки.
Перед смертью Никищихина сыграла еще одну роль – тень той самой Антигоны, которая когда-то сделала ее знаменитой, в интерпретации трагедии. Героиня стала знаковой в судьбе Елизаветы – круг начался и замкнулся, после чего жизнь талантливой актрисы закончилась.