Найти тему
Про что кино?

Пародийность образов главных героев в комедии Марка Уэбба "500 дней лета" (2009)

Фильм Марка Уэбба «500 дней лета» это образец романтической комедии, снятой по всем лекалам жанра, но которая по факту ею не является. У режиссёра и его команды не было цели рассказать очередную историю о любви, в которой герои живут долго и счастливо и умирают в один день. Вместо этого авторы сняли своеобразное киноэссе о психологии мужчин и женщин в отношениях.

Главный герой фильма Том Хэнсен в исполнении Джозефа Гордона-Левитта инфантильный молодой человек, который просто плывет по течению, не стараясь как-то себе помочь. Возможно, что на это повлиял развод родителей и, как принято после подобных процедур, скорее всего остался жить с матерью, если это случилось до его совершеннолетия. Отсутствие отца сыграло свою роль в формировании Тома как личности, вследствие чего он и вырос таким изнеженным, при этом оставаясь просто хорошим парнем с точки зрения моральных принципов. История кино знавала таких героев, особенное место они нашли в фильмах Эльдара Рязанова, а именно «Берегись автомобиля» и «Иронии судьбы», в которых Юра Деточкин и Женя Лукашин также жили со матерями и представляли из себя людей искренних, но по-детски наивных, неумеющих строить отношения с противоположным полом.

-2

Но вернемся к Тому. В прошлом он получил диплом архитектора, с этой профессией не срослось, и теперь он уже года 3 или 4 работает в офисе и сочиняет тексты для открыток. У него есть два друга, крайне неопытных в отношениях с девушками, и младшая сестра лет 11, которая учится в школе. Все трое являются с одной стороны подушками, в которые Том регулярно плачется, а с другой главными советчиками в его личной жизни.

К моменту, когда он впервые встречает любовь всей своей жизни, Том представляет собой человека не амбициозного, потерявшего интерес к жизни, и, по его мнению, только большая любовь способна пробудить в нем чувство и желание жить.

-3

Героиня Саммер Финн, которую в картине играет Зоуи Дешанель – изначально можно принять за очередной образ девушки-мечты, к которой тянется Том и которая может вдохновить его на великие дела, как какая-нибудь Рамона Флауэрс из «Скотта Пилигрима против всех». В кинокритике даже есть специальный термин, обозначающий подобных персонажей – «Маниакальная девушка-мечта», введенный журналистом Нейтаном Рейбином. Но Саммер не полностью олицетворяет этот архетип, а скорее является очевидным намеком на сценарный штамп романтических комедий, который авторы фильма использовали в несколько ином ключе. Саммер сама по себе очень яркий персонаж, который имеет некую глубину, у неё есть прошлое, мы узнаем о её предыдущих отношениях, и, что самое важное, нам дали понять, почему она кажется в фильме такой неприступной, сильной и независимой: развод родителей в детстве сильно ударил по её личности, о чем нам дали понять в прологе, поэтому она прячет себя за флёром некой простоты и несерьезности, неприступности, на что западают многие мужчины, в том числе и Том, главный герой фильма. И всё то, что происходит между ними – это не любовь, о чем закадровый голос нас заранее предостерегает.

-4

История отношений Тома и Саммер рассказывается нам на первый взгляд в случайном порядке, повествование прыгает из конца в начало, затем в середину и обратно, и многие показанные в начале фильма эпизоды оставляют чувство недосказанности. Подобный прием, с одной стороны, позволяет нам на контрасте прочувствовать хорошие и плохие моменты их взаимоотношений, а с другой, позволяет взглянуть на произошедшее глазами главного героя. Подобный ракурс позволяет осознать, как слеп был Том и не обращал внимание на многие детали, намекавших на охлаждение к нему чувств Саммер. Ближе к концу сюжет движется более прямолинейно, позволяя нам вместе с героем проанализировать всё что случилось, и сделать из этого соответствующие выводы.

-5

С чего всё начиналось? Сначала была встреча. Том влюбился с первого взгляда и понял – она «та самая». Та самая, которая решит все его проблемы и пробудит в нем тягу к жизни, раз уж сам он не может себе помочь.

Саммер ни о чем не подозревает, и в случайных встречах на работе говорит с ним вполне обыденно. Том же, слишком опьяненный своими чувствами, иначе воспринимает слова возлюбленной, интерпретируя сказанное ею на свой лад.

Тома сложно назвать решительным, поэтому он разочаровывается каждый раз, когда она не понимает его намеков на то, что нравится ему. Да и к друзьям же он относится потребительски. Просто взгляните как на рабочей праздничной посиделки он несет бокал со спиртным своему другу, а затем делает резкий поворот, и отдает его уже Саммер, которую только что заметил. Эти попытки якобы случайно попадаться ей на глаза выглядят странными, если не сказать нелепыми, в то время как сделать что-то решительное у него не духу хватает.

-6

Доходит до того, что о чувствах Тома Саммер узнает не от него самого, а от его друга, и не когда-нибудь, а после бурной пьянки в баре. Саммер, которая относится на тот момент к Тому просто как к хорошему приятелю, удивляется таким новостям, и предлагает просто дружить. Том соглашается. А затем следует сцена поцелуя у ксерокса. Так начинаются «отношения» двух героев, как бы сама Саммер это не называла.

И на протяжении всего фильма мы видим, как она старается всячески сохранять дистанцию, а Том, сначала принимая правила игры, а затем вовсе о них забыв, упиваются своими чувствами к ней и полностью теряет голову. Доходит до смешного – после первой ночи любви с Саммер он танцует как в каком-нибудь мюзикле, только здесь танец, отражающий порыв эмоций главного героя, смотрится комично.

-7

Создается впечатление, что Тому важна не сама Саммер, а его чувства к ней, без неё он уже не ощущает себя живым, и это приводит к крайней степени проявления его инфантилизма. Он не делает ничего по отношению к ней, эгоистично купаясь в лучах влюбленности.

Саммер же просто играет с Томом в любовь, пока это ей не наскучит. У героев был шанс на здоровые отношения, но каждый раз, когда от Тома требовались решительные действия, он давал задний ход, продолжая отношения, будучи не до конца уверенным в чувствах Саммер.

Разобраться ему пытались помочь как близкие друзья, которые тоже по-своему инфантильны, так и младшая сестра, и именно она является рупором здравого смысла, которым должен был руководствоваться главный герой. Авторы остроумно делегировали важные и сакраментальные вещи касаемо отношений мужчин и женщин в уста маленькой девочки, из-за чего её сложно воспринимать всерьез, особенно когда её умные слова резко перебиваются рассказом об объекте её воздыхания по имени Ларс из Осло.

-8

И герой, как бы иронично это не звучало, прислушивается к словам сестры, и пытается вызвать Саммер на серьезный разговор. Но та отнекивается, предлагая Тому и дальше продолжать их «игру» как ни в чем не бывало. Герой вновь соглашается. И это важный момент, который олицетворяет обоих персонажей – он не хочет ничего делать и проявляет пассивность, она же просто весело проводит время, в какой-то степени пользуясь героем и позволяя ему себя любить.

И тут мы подходим к главному – в их «игре» привычные роли отношений между мужчиной и женщиной, по сути, поменялись местами. Теперь именно девушка после ссоры приходит под покровом ночи, промокшая под дождем, а не наоборот, как обычно бывает в романтических комедиях. Том, польщенный таким поступком, забывает обо всех обидах и недомолвках, о том, что в их отношениях продолжает таиться неясность, которая периодически всплывает наружу. После их очередного примирения Том продолжает любить, не замечая ничего вокруг, в то время как Саммер начинает всё сильнее отдаляться от него. Одна из первых сцен фильма, а в хронологии отношений это уже их непосредственный закат, Саммер признается, что они с Томом похожи на знаменитую пару - рок-музыканта Сида Вишеса и его возлюбленную Нэнси.

-9

Эти странные на первый взгляд аналогии затем находят логичное объяснение в фильме, где Саммер ведет себя во многом как парень, а Том – как девушка. Эти грубые обозначения их ролей являются закономерными и отражают те принципы, которые оба герои ненароком заложили в основе их отношений - инфантилизм Тома и откровенный пофигизм Саммер. Отхождения от заданных установок, например, когда Том дерется в баре или Саммер рассказывает ему о своих снах, являются исключениями из правил.

-10

Полный крах всех надежд Тома произошел в кульминации картины, а именно в знаменитой сцене с полиэкраном, когда нам одновременно показывали две версии событий – мечты главного героя и реальность. Том после внезапной встречи с Саммер на свадьбе коллеги и хорошо проведенного времени вместе вдруг посчитал, что у них снова всё наладилось, но нет. Он приходит на светский раут, где он никакой не важный и долгожданный гость, даже не друг, а скорее просто знакомый, про которого все забывают и тот вынужден коротать время в одиночестве. Этот кульминационный эпизод является квинтэссенцией всей линии поведения главного героя, когда он хотел получить всё и сразу, ничего для этого не делая. Увидев, что Саммер хвастается подругам обручальный кольцом, герой всё понимает и уходит с вечеринки, чтобы вновь уйти в себя.

-11

Оба героя пришли в отношения со своими убеждениями – Том верил в вечную любовь, а Саммер хотела независимости. Но произошедшее во многом помогло каждому из них стать лучшей версией себя. Саммер перестала закрываться и бояться отношений, и в итоге случайная встреча в кафе закончилась для неё свадьбой (хотя ещё большой вопрос, является такое изменение героини плюсом), а Том, уволившись с работы, решил с головой окунуться на социальное дно, чтобы затем вспомнить о своей первоначальной профессии и попытаться найти работу архитектором. Это и привело его к встрече с новой привлекательной девушкой – Оутумн, но в этот раз герой решил не спускать всё на самотёк, а взять ситуацию в свои руки.

-12

Фильм «500 дней лета» в какой-то степени отражает жизненные ситуации любого из нас, когда даже сложные отношения позволяют человеку кардинально поработать над собой и поменяться в лучшую сторону. Изменился ли Том – ещё большой вопрос, на что намекает обнуление счетчика в конце фильма и появление нового, осеннего календаря, говорящего об очередном периоде влюбленности в жизни героя. Но как бы то не было, прогресс в развитии Тома на лицо, и будет ли счастливое будущее у него с этой девушкой зависит только от него самого.