Найти тему
Silver999

Маркс и Энгельс ненавидели Россию?

Вопрос неоднозначный. Вокруг него кипели и кипят споры, отбрасыващие тень на учение, безусловно, великих философов. Зачем принимать учение тех кто приступил к нему, имея, изначально, некие, неблагородные виды? Стоит ли верить политикам, чьи взгляды на национальный вопрос покоились на фундаменте мнимого интернационализма? Если солгал в одном, то под сомнения ставятся все слова и дела. Если интернационализм Маркса и Энгельса конъюнктурный, логично предположить, что и всё их учение сплошное мошенничество.

Особенно сильно интернационализм основоположников научного социализма ставится под сомнение в России. Сомнения эти породили и сегодня "подогревают" люди чья порядочность сама находится под большим сомнением. В данном случае мы имеем ввиду лидера ЛДПР Жириновского и его обвинение Маркса и Энгельса в шовинизме, подкреплённое, вырванными из контекста фразами из работ Энгельса (см. видео - ролик на YouTube'е под названием "Владимир Жириновский предложил переименовать город Энгельс, который накануне посетил Владимир Путин") и требование, вытекавшее из заявления, переименовать город Энгельс, достойного лучшего названия. Есть и другие подобные Жириновскому любители манипулировать сознанием масс. Их мы касаться не будем, потому как упомянать их значит в каком —то смысле их популяризировать, чего нам делать не хотелось бы.

Мы не ставим перед собой задачи этой работой раскрыть действительное отношение Маркса и Энгельса к России во всей полноте, поскольку отношение, в зависимости от времени и обстоятельств было изменчиво, окрашиваясь то в более светлые, то в более мрачные цвета.

Маркс и Энгельс были действительными, а мне мнимыми диалектиками. Они разделяли понятие государство и народ и в то же время признавали взаимное влияние, взаимное обусловление одно другим. Россию они, в основном, считали отсталой страной, "жандармом Европы", оплотом реакционности в ней. Вину за попытку удушения всего прогрессивного Россией, философы возлагали, преимущественно, на правительство этой страны, однако, они понимали и то, что правительство действовало так как оно действовало по причине недостаточной политической активности россиян. Формально разумно было бы со стороны вождей мирового пролетариата всю вину списать на первоисточник - российский народ, но они этого не сделали, потому что российский народ не мог быть, в тех исторических условиях, политически более активным, поскольку русское самодержавие стояло против всего прогрессивного не только во вне, но в - первую очередь, внутри страны. Монархия давила в зародыше любые проявления свободы, а там где нет свободы не может быть и образованности - истока политической сознательности. Но главное, и Маркс, и Энгельс тоже оставались верны себе. Они диалектики четко осознавали - народ, населяющий Россию, неоднороден. В нем есть как молодое, новое, так и мракобесное, отсталое. И это новое, живое, они видели ясно, всячески приветствуя и поощряя его.

Маркс и Энгельс искренне радовались появлению Чернышевского. Чтобы ознакомится с работами великого русского, ныне незаконно забытого, публициста, беллитриста, мыслителя Николая Гавриловича, Маркс выучил русский язык. Вот, что пишет Маркс Зикфриду Мейеру 21 января 1871 года: "Не знаю, сообщал ли я Вам, что с начала 1870 г. мне самому пришлось заняться русским языком, на котором я теперь читаю довольно бегло. Это вызвано тем, что мне прислали из Петербурга представляющее весьма значительный интерес сочинение Флеровского о «Положении рабочего класса (в особенности крестьян) в России» и что я хотел познакомиться также с экономическими (превосходными) работами Чернышевского (в благодарность со­сланного в Сибирь на каторгу на семь лет). Результат стоит уси­лий, которые должен потратить человек моих лет на овладение языком, так сильно отличающимся от классических, германских и романских языков."

Энгельс шел дальше своего учителя, он считал русский язык одним из самых замечательных из всех ему известных языков (Энгельс знал восемь языков). "Знание русского языка, — языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков,..." (Ф. Энгельс. Эмигрантская лите­ратур, Сочинения т. XV, стр. 233).

"В начале 1884 года Вера Засулич обратилась к Энгельсу с просьбой разрешить перевести работу Маркса "Нищета философии", Энгельс ответил ей 6 марта: "Дорогая гражданка! Для меня и для дочерей Маркса будет праздником тот день, когда появится в свет "Нищета философии" в русском переводе. Само собой разумеется, что я с удовольствием предоставлю в Ваше распоряжение весь материал, который может быть Вам полезен... Ваш перевод моей брошюры ("Развитие социализма от утопии к науке". - Авт.) я нахожу превосходным. Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости" (ЖЗЛ "Плеханов", авторы Иовчук Михаил, Курбатова Ирина). По истине, похвала в адрес русского языка от полиглота и немца по национальности, ставящего русский язык выше родного, много стоит.

Язык немыслим без его носителя. Высокая оценка, данная русскому языку была дана и народу.

В начале статьи мы обещали не упомянать ловкачей политиков помимо Жириновского, но, сдержать обещание нет сил. Есть на Руси такой известный общественный деятель и публицист - Александр Невзоров. "Русский язык... бедноват" (видео - ролик на YouTube'е "Русский язык, размышления Невзорова о Гасане Гусейнове"), "Русский язык — это франко-польско-англо-латинско-тюркское месиво. Да, в результате это месиво получилось неплохим, но надо честно признавать, что ничего уникального в этом нет." (газета "Аргументы и Факты" статья "Александр Невзоров: великой русской культуры никогда не существовало), - заявляет человек, имеющий за спиной лишь школьное образование. Было бы смешно, если не было так грустно. Мало ли людей необразованных, желающих вылить на других прорву своих вздорных мыслей. Но ведь его "компитентным' мнением интересуются, многотиражные (по меркам России) издания, он числится в лидерах демократического движения России, в интеллектуалах.

В названии нашей статьи ставится вопрос, - Маркс и Энгельс ненавидели Россию? На него ответят, ознакомившись с нашей работой, сами читатели. У нас же возникает другой вопрос, - Любят ли Россию сами русские влиятельные общественные деятели?