***
Остров бешеных головорезов. Стив Остин и Винни Джонс в олдскульном боевике 2000-х.
(The Condemned, 2007, США)
Как гласил лозунг 30-х: "Сталин - это Ленин сегодня!".
Примерно так же можно было лозунговать и в боевиках 2000-х: "Остин - это Лундгрен сегодня!". Ибо вы ж помните, с каким энтузиазмом громадного рестлера Стива Остина продвигали тогда на киноэкраны. Мужик засветился аж в элитной лиге Сталлоне - "Неудержимых" - и вообще оттяпал у Лундгрена столько его потенциальных ролей, что за нашего Дольфушку было даже немножко обидно.
Однако, как выяснилось, консервативная Фортуна болела не за молодежь (условную, скажем так - Стив младше Дольфа всего на 7 лет), а за убеленного сединами патриарха. Поэтому об Остине в кино с середины 2010-х больше ни слуху ни духу. Ну а дедушка Лундгрен, хитро ухмыляясь, и поныне топчет поляну боевиков категории Б и Ц. То скатываясь на днище, то вновь чуть-чуть взлетая, но, к счастью, днище не пробивая - удивительно, как Дольфу это по сей день удается.
Но вернёмся к Стивену Остину и его, пожалуй, одной из лучших картин на боевиковом фронте - "Приговорённым" Скотта Вайпера.
Вообще, пик вайперовских достижения на сегодня, это роль "на заднем плане в лужу я упал"© в "Перл-Харборе" и сценарий к унылому "Средь бела дня" с Генри Кавиллом и Брюсом Уиллисом. И тем не менее в "Приговоренных" он был ещё не безнадежным режиссёром/сценаристом. И снял не бестолковый выживалово-мордобой в духе какой-нибудь "Трудной мишени 2", а боевик, вы не поверите, с моралью! А также с социально-философским подтекстом "Куда же катится колобок современное интернет-общество!"
Ну или, по крайней мере, Скотт попытался "философствовать" на фоне местного членовредительства. Что в целом ему удалось: все злободневные вопросы им озвучены к месту и ненавязчиво.
Как удалась и одна крутая "черная" шутка про "Мне надо время, чтобы вновь начать доверять женщинам". Кто смотрел кино, тот наверняка её помнит и сейчас улыбнулся. А кто не смотрел, теперь у вас есть лишний повод взглянуть на эту картину, где помимо Остина засветился и обаяшка Винни Джонс. Разумеется, в своем коронном амплуа изверга и психопата - а в каком же ещё?
Между тем, "Приговоренные" не только хорошо смотрятся, но даже иногда пересматриваются. Почти как "Королевская битва" (2000) Фукасаку, на которую фильм Вейпера прилежно равняется.
Разве что Скотт решил не связываться с истеричной "школотой" и устроил побоище с более подходящими для этого кандидатами- зеками-смертниками. Самыми отборными и свирепыми, ясен блин. Которых организатор подпольного турнира, миллионер Брекель выкупил из тюрем всего мира. И этапировал на остров в Тихом океане, где одному из зеков предстояло завоевать себе амнистию и свободу. Ценой жизни девяти своих противников, разумеется.
Брекелю же оставалось лишь снимать их разборки на видео, транслировать на весь интернет и собирать эшелоны лайков, подписчиков и донатов. Что в эпоху раннего Ю-тубова палеолита, сами знаете, было гораздо сложнее и затратнее.
К несчастью, то, что в идеале должно было выглядеть офигеть как круто и зрелищно - я не про кино, а про сам турнир, - на практике выглядело так не всегда. А всё потому что - ну кто бы мог подумать! - зеки не стали вести себя по протоколу. И даже прицепленная к их ногам взрывчатка-стимулятор (чтобы не играли в Робинзонов Крузо, а завершили битву за 30 часов, иначе все взорвутся) не шибко-то стимулировала их стать звёздами Ю-тубчика.
Вдобавок кое-кому из них - не будем показывать пальцем на этого тёзку Винни Пуха - хотелось не только кровищи, но и женской ласки. А поскольку ласкать его добровольно ни одна женщина в здравом уме на острове не согласилась...
...Короче, вы поняли: "что-то вдруг не так" пошло в шоу Брекеля очень скоро. И обернулось той ещё не-шекспировской трагедией. Впрочем - лишь для героев фильма, а не его зрителей, которым просмотр этих страстей-мордастей наверняка приподнимет настроение.
***
В общем, как там пелось в знаменитой песенке:
"Как назло, на острове
Нет календаря.
Ребятня и взрослые
Пропадают зря.
Ребятня и взрослые
Пропадают зря.
На проклятом острове
Нет календаря..."
Примерно так и в "Приговорённых".
Вместо календарей здесь таймеры на бомбах, что прицеплены к ногам игроков. А уж пропадают они - "ребятня" и взрослые, - весьма жестко и пиротехнично, ведь бомбочки можно взорвать и самому, выдернув чеку предохранителя. Чем зеки радостно и пользуются, хватая друг друга за лодыжки и затем наслаждаясь фейерверком. Везунчики - успев отбежать, а невезунчики, чью бомбу активировали - разлетаясь по округе этим самым фейерверком.
Иными словами, пусть и скромный, но по-хорошему циничный и злой боевик "а ля 80-е". Такой, где накачанные парни и примкнувшие к ним девчата выясняют, кто из них круче, надежным дедовско-бабовским методом: кто первый дал дуба, тот и проиграл.
И не забудьте: тут ещё есть кое-какой смысл и щепотка философии - мелочь, конечно, но мелочь тоже приятная и уместная.
P. S. Кстати, всего полтора десятка лет минуло после выхода "Приговорённых", а насколько же смешно и архаично сегодня, в век дронов, выглядят "экшен-камеры" на натянутых километровых тросах, двигающиеся опять же на роликово-тросовой тяге.
Прогресс, однако!