Согласно Книге Бытия, народ Израилев начинается с призвания одного человека — индивидуума.
Это понятие — "индивидуум" — ознаменовывает новое начало: даже если бы были миллиарды миллиардов людей, это всё равно были бы индивидуумы, отдельные единицы.
Весь мир может волноваться по поводу одного спортсмена, одной
актрисы, а иногда и одного приговоренного к смерти. Когда о нем говорят, когда тронуты его проблемами, это вовсе не знак того, что индивидуальному измерению оказывается какое-то предпочтение.
Напротив, это даже демонстрирует значение множества. Индивидуум ничто без сообщества, но и сообщество не может им пожертвовать ради собственной выгоды. Всё это разыгрывается на линии различия, которая проходит между индивидуумом и сообществом.
Именно эта линия различия позволяет постоянно выделять и то, и другое.
Авраам не один. Из некоторых стихов ясно, что уже с самого начала всё группируется и даже организуется вокруг него.
У Авраама был отец Фарра, который еще прежде него покинул Ур
Халдейский. Стало быть, это прелюдия к истории Авраама.
Почему о ней так часто забывают, когда пересказывают библейскую историю?
Рассматривая религиозную миграцию Авраама, полезно видеть, что
она прививается к какой-то предшествующей миграции, продолжает ее. К миграции, предпринятой без призыва со стороны Бога, — во всяком случае, без того, чему Библия придает значение.
Фарра служил "иным богам. Но Я взял Авраама", — говорит Господь (Ис Нав 24. 2-3).
Фарра, таким образом, является "дедом верующих", хотя сам не веровал. Это предыстория Авраама.
Что же будет впоследствии? Что будет с продолжением рода избранника?
Предметом беспокойства для Авраама становится то, что должно оказывать мигранту огромную помощь, — семья, дети: его жена бесплодна (Быт 11. 30).
Авраам как индивидуум — это Авраам-сын, Авраам-муж, Авраам-дядя... но он всё еще не Авраам-отец. А ведь он станет — навсегда и в первую очередь — отцом.
Когда его зовет какой-то голос, ожидается обещание потомства, но этот голос говорит: "Я произведу от тебя великий народ". Нам надо будет дождаться 15-й главы, чтобы Бог пообещал ему сына.
В действительности же обещание простирается намного дальше семьи и народа: "В тебе благословятся все семьи земли". Выражение "семьи земли" здесь обозначает все народы, названные "семьями", поскольку такой персонаж, как Адам, символически, с огромной силой, подчеркивает уверенность в том, что человечество едино "как один
человек".
Можно сказать, что создание образа Адама в том географическом и временном контексте, в котором расовые и религиозные различия были очень ощутимы в повседневной жизни, было великой победой человеческого духа. Ведь лицом к лицу с образом Адама, символом универсальности, Бог устанавливает Авраама — образ различия.
Избранник в высшей степени уникален; он благословен, но благословен для всех. Вокруг этого индивидуума, этого отделенного, будет разыгрываться судьба всех семей земли, то есть человечества.
"Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну" (Быт 12. 3).
Вопрос: должны ли будут люди признать авторитет Авраама, почитать его или, во всяком случае, принять его веру? Ответ. Они должны будут только благословлять его. Из такой исключительной альтернативы благословлять или проклинать" можно сделать вывод, что "проклинать" — это реальная возможность. Люди будут испытывать искушение проклинать его и, через него, Бога.
Действительно, почему надо было благословить кого-то одного, "почему не меня" или — более косвенный упрек (более "корректный") — почему не всех? В этом соблазн избрания Израиля, соблазн всякого Божественного избрания. Ответ: Благословенны все — все, если они благословят одного-единственного. Таково условие.
Вопрос: Когда Аврааму было дано обетование, перед ним не было поставлено никаких условий; разве это справедливо? Ответ: Здесь благословению мешает ревность. А это ревность по отношению к Богу и к Его жизни. Та жизнь, которая начинается в Боге и которая отдает себя, не имеет никакой причины, кроме самой себя.
У Божественной любви нет причины. Бог любит все семьи земли и хочет, чтобы они узнали об этом через Авраама. Присмотримся к этому Божественному приему, к методу Бога, Чьи соображения для нас, быть может, не совсем непостижимы. "Нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин 1. 5).
Избрание (коль скоро о таковом идет речь) не является чем-то абсурдным или туманным. Представим себе на мгновение такой текст: «Бог говорит всем людям: "Я люблю всех людей"». Это было бы для нас чем-то мнимым и лишенным смысла: никто не слышит, или никто не шевелится.
Сформулируем иначе: «Бог говорит кому-то: "Скажи всем людям, что Я люблю их"». Этого было бы мало; мы остались бы жертвами какой-то абстракции: людям достаточно было бы узнать, что они любимы, — но тогда на что опирался бы сообщивший такую информацию?
В действительности Бог в лице Авраама говорит индивидууму: "Я люблю тебя таким образом, что Я беру на Себя заботу о тебе, и хочу, чтобы все люди это знали и чтобы, зная это, они благословляли тебя!"
Согласитесь, Бог просит невозможного: это уже продемонстрировала история о том, как Каин убил Авеля, потому что Бог предпочел его приношения.
Но всякая весть и всякая истина неумолимо проходит через отрезок от одного рождения до одной смерти и через узкую опору какого-то тела и его истории.
Условия достоверности всякого опыта не могут избежать этой ограниченной верификации: "в тебе" (Быт 12. 3). "В тебе благословятся все семьи земли". В своей столь лаконичной манере (посредством столь малого числа слов!)
Библия позволяет нам самим сделать вывод, что человек, будучи так возлюблен Богом, сможет свидетельствовать об этой любви Божией и вызывать к себе любовь других людей...
Какое испытание для Авраама! Ему суждено узнать, что Бог его любит, но узнать это только путем долгой истории, которая положит начало ревности Народов.
Божественная любовь действует в том, что происходит между людьми, в сфере различия между ними. Испытание прежде всего для Авраама, но испытание также и для Народов — искушаемых, исторгнутых из своей изолированности и своей гордыни, дабы они могли получить весть, которая приходит не иначе, как через кого-то другого, преодолевая рубеж! Продолжение обещает быть захватывающим.
И сказал Господь Авраму: Пойди из земли твоей... Я благословлю
благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Быт 12. 1-3
(П. Бошан "50 библейских портретов")
Благомудрие святых отцов
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы увидеть больше!